Человек, наблюдающий чье-то поведение, противоречащее его моральным убеждениям, может испытывать отвращение — базовую и эволюционно заложенную эмоцию. По сути, на уровне физиологии такое отвращение практически ничем (кроме разве что силы самой эмоции) не будет отличаться от отвращения, которые испытает человек, когда почувствует неприятный запах или увидит плесень. Однако некоторые исследователи утверждают, что в основе оценки человеком аморального поведения лежит нет отвращение, а ощущение боли.
Ученые из Женевского университета решили поставить точку в этом споре и проверить, как связана нейронная активность во время моральных суждений с активностью, которая характерна для отвращения или ощущения боли.
Для этого ученые провели эксперимент, в ходе которого использовали два стимула: либо пробирку с неприятным запахом, либо нагревающую пластину (стандартный инструмент для измерения болевой чувствительности). В начале эксперимента участникам показывали картинку со стимулом, который последует позже (либо грязный носок, либо огонь) и информацией о том, насколько он будет неприятным.
В половине случаев через несколько секунд на экране появлялся текст с описанием либо ситуации, в которой главный персонаж некорректно повел себя при решении моральной дилеммы, либо обычные ситуации без моральных противоречий. После прочтения текста участникам необходимо было отметить, насколько ситуация уместна, а после этого следовала стимуляция — либо болевая, либо обонятельная, неприятность которой затем нужно было оценить.
Всего ученые провели два эксперимента (25 и 27 участников соответственно): в первом измеряли электрическую активность кожи, а во втором — активность мозга с помощью фМРТ. В обоих экспериментах участники в действительности считали более неприятные (более болезненные и вонючие) стимулы более неприятными. Истории о неуместных поступках делали стимуляцию более неприятной только в одном случае: в первом эксперименте участники считали болевую стимуляцию более неприятной после прочтения моральных дилемм.
Похожая ситуация наблюдалась при оценке электрической активности кожи: она была выше для более неприятных стимулов. При этом активность кожи участников была выше в ответ на сильную вонь после того, как они читали о неподобающем поведении, чего не наблюдалось при болевой стимуляции.
Анализ фМРТ-данных показал, что оценка неуместности решений в моральных дилеммах также приводит к повышенной активности островковой доли при обонятельной стимуляции: этот отдел, кроме прочего, отвечает за формирование отвращения к запахам. Эта активность также регулировалась работой задней поясной коры — части лимбической системы, которая отвечает за обработку эмоций. С активностью, характерной для болевых ощущений, такого не наблюдалось.
Таким образом, ученые подтвердили связь между оценкой аморальных поступков и отвращением на уровне головного мозга (а также — видимых физиологических реакций). То, что некорректное поведение усиливало активность отделов, отвечающих за обработку обонятельных, но не болевых стимулов, по мнению авторов, говорит о том, что у оценки моральных дилемм и отвращения в действительности есть некоторая общая физиологическая (а точнее — сенсорная) основа.
Как сообщал «Вокруг Света. Украина», ученые назвали шесть вещей, вызывающих отвращение. Эксперименты подтвердили теорию, объясняющую брезгливость защитой от болезней.
По материалам Nplus1
Читайте также:
Почему некоторые незнакомцы кажутся отвратительными
Отвращение к овощам передается по наследству