• Фото: Wieger Wamelink
    Вторник, 28 ноября 2017

Марсианскую почву освоили земные черви

Эксперименты по выращиванию овощей в аналоге марсианского грунта привели к бурному размножению дождевых червей.

Ученые из Вагенингенского университета в Нидерландах уже несколько лет исследуют аналоги марсианского грунта, чтобы узнать, смогут ли будущие колонисты Марса выращивать овощи на Красной планете. На одном из недавних этапов экспериментов в почву запустили червей. Ученые обнаружили, что черви не только смогли выжить в вулканической почве, но и дали потомство.

Дождевые черви принципиально важны для плодородия почвы. Проделывая в ней ходы, черви облегчают доступ воздуха и влаги в грунт. Кроме того, они перерабатывают отходы и производят биогумус — органическое удобрение, которое обогащает почву азотом, фосфором и калием.

Нидерланды (Королевство Нидерландов) –  государство, состоящее из западноевропейской части и островов Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море.

Столица – Амстердам

Крупнейшие города: Амстердам, Роттердам, Гаага

Форма правления – Конституционная монархия

Официальный язык – нидерландский

Религия – католицизм (28%), протестантизм (19%)

ВВП – $879,3 млрд (17-я в мире)

Валюта – евро

Граничит с: Германией, Бельгией

Исследователи предполагают, что в качестве замены земной почвы космические колонисты будут использовать реголит — сыпучий слой песка и пыли на поверхности Марса. Добывать его, вероятно, придется на относительно большой глубине, чтобы снизить воздействие радиации. В экспериментах на Земле реголит заменяют тефрой — песком и пеплом, которые выбрасывают в воздух извергающиеся вулканы. Также в почву добавили остатки растений, которые вырастили в предыдущих опытах, например ботву помидоров. Черви измельчают эти остатки, и растения легче перерабатываются бактериями, обитающими в почве. Перед тем как запустить в тефру червей, «почву» удобрили свиным навозом. Исследователи предполагают, что в условиях замкнутой системы колонисты смогут применять для удобрения собственные экскременты. Это позволит максимально использовать все отходы колонии.

Опыт начался в апреле, за несколько месяцев ученые вырастили урожай рукколы. Исследователи протестировали несколько образцов почвы, в том числе и аналог реголита с поверхности Луны, созданный из базальтового пепла. Вырастить салат удалось и в «марсианском», и в «лунном» грунте, но «марсианская» почва оказалась особенно восприимчивой к действию навоза. Среда не отразилась на поведении червей: в «марсианской», «лунной» и контрольной земной почве они вели себя одинаково. Ученые опасались, что острые грани частиц тефры могут навредить червям, но этого не произошло. В конце эксперимента исследователи обнаружили двух молодых червей — значит, черви не только способны выжить в грунте, но и могут размножаться в нем. Постоянная популяция червей, которая сможет воспроизводиться самостоятельно, облегчит создание замкнутой экосистемы.

Ранее ученым Вагенингенского университета удалось вырастить на имитации марсианской почвы овощи и злаки: редис, помидоры, горох и рожь. Ученые измерили уровень тяжелых металлов в урожае и заявили: продукты можно есть без опаски.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина»,  28 ноября отмечают День Красной планеты