• Мы знали, что при миграции птицы ориентируются на магнитное поле Земли. Теперь знаем, как именно.Вокруг Света. Украина
    Фото: Рinterest
    Четверг, 24 июня 2021

Загадка о том, как птицам удается безошибочно находить дорогу во время миграций на большие расстояния, на шаг ближе к разгадке.

На примере малиновок исследователи из Оксфорда узнали, что в этом птицам содействует магнитное поле Земли. И установили, каким образом это происходит.

Для определения направления движения люди используют магнитный компас. Тогда как у птиц, по мнению оксфордских химиков, есть встроенный «живой компас». В его роли выступают молекулы криптохромов, обнаруженные в сетчатке глаз пернатых. (Криптохромы – это класс светочувствительных белков растений и животных).

Питер Хор, профессор химии Оксфордского университета, рассказал, что эти молекулы позволяют малиновкам определять направление магнитного поля Земли. Полученная информация помогает им ориентироваться во время миграции на тысячи километров, добавил он.

В лабораторных условиях команда из Оксфорда попыталась установить, подходят ли молекулы криптохромов для использования в качестве магнитных датчиков. Исследователи обнаружили, что криптохромы способны образовывать пары радикалов, обладающих высокой магнитной чувствительностью.

Фото: Рinterest

По словам профессора Хора, механизм, который исследовала команда, предполагает магниточувствительные химические реакции, инициируемые светом внутри глаз птицы. А именно, в их сетчатке.

Свет, падающий на сетчатку, заставляет электроны перемещаться внутри молекул криптохромов. При этом образуются пары короткоживущих радикалов, которые действуют как микроскопические магниты.

Эта особенность и помогает малиновкам точно находить маршрут, преодолевая во время миграции более 160 километров за одну ночь.

Результаты исследования опубликовал журнал Nature.

Ранее портал «Вокруг Света. Украина» рассказал, сколько в мире птиц.