• Мировая война тираннозавров: топ-10 открытий о динозаврах в 2021 году.Вокруг Света. Украина
    Суббота, 25 декабря 2021

Мировая война тираннозавров: топ-10 открытий о динозаврах в 2021 году

В 2021 году было много очень интересных открытий, связанных с динозаврами. За прошедший год ученые узнали, сколько всего существовало тираннозавров, какой динозавр был самым длинным, а какой самым крупным среди хищников, и открыли несколько новых интересных видов этих гигантов, когда-то бродивших по Земле.

Тираннозавров были миллиарды

Про тираннозавра рекс слышал наверное каждый человек. Этот знаменитый динозавр жил во время Мелового периода (145 — 66 миллионов лет тому назад) до того, как гигантский астероид столкнулся с Землей и уничтожил как самого тираннозавра, так и всех его сородичей.

Ученые изучили все возможные факторы, с помощью которых они могли им определить общее количество тираннозавров за все время — плотность популяции этих устрашающих динозавров, размер их среды обитания, продолжительность жизни, а также общее количество сменившихся поколений.

Согласно полученным данным, всего на Земле существовало около 2.5 миллиардов тираннозавров рекс. Это очень много, особенно если учесть, что  количество найденных окаменелостей этих динозавров исчисляется сотнями.

Фото: Keegan Houser/University of California, Berkeley

Реплика скелета тираннозавра рекс, найденного в Монтане в 1990 году.

Первая найденная окаменелость клоаки динозавра

Палеонтологи находили самые разнообразные части тела динозавров — кости, зубы, отпечатки кожи и перьев. Но им не удавалось отыскать остатки клоаки и понять, как же она выглядела.

Интерес ученых к этому отверстию далеко не пустой. Ведь как само ректальное отверстие, так и пигментация вокруг него, могут выполнять важную социальную роль и служить для привлечения сексуального партнера.

И вот во время изучения окаменелостей пситтакозавра, найденных в Китае, исследователи заметили, что его задняя часть неплохо сохранилась. Пситтакозавр был небольшим динозавром размером примерно с лабрадора.

Ученые смогли увидеть сильно пигментированную кожу вокруг заднего прохода и два выступа рядом с ним, в которых вероятно находились мускусные железы. Похожие железы есть у крокодилов и используются животными в брачных играх.

Фото: Bob Nicholls/Paleocreations.com

На этом рисунке показано, как пситтакозавр мог использовать свое ректарльное отверстие во время брачных игр

Суперзавр — самый длинный динозавр в мире

Самый длинный из всех найденных динозавров носит очень подходящее название, суперзавр. Его длина превышала 39 метров, а возможно доходила и до 42 м.

Суперзавров впервые обнаружили в 1972 году. Палеонтологи уже тогда поняли, что это был очень длинный динозавр. Долгое время считалось, что длина этого растительноядного животного составляла 34 метра. Но недавно обнаружиенные и изученные кости суперзавра показали, насколько же длинным этот динозавр был на самом деле.

Фото: Sean Fox/Gustavo Monroy

Хищный аллозавр выглядит просто крохой по сравнению с суперзавром

Взрослые и юные динозавры путешествовали группами

Оказывается, что растительноядные завроподы, как молодняк размером с мышь, так и взрослые гиганты, путешествовали стадами на 40 миллионов лет раньше, чем предполагалось. К этим выводам палеонтологи смогли прийти после раскопок кладбища динозавров в Аргентине. Ученые обнаружили более 100 окаменелых яиц, а также кости 80 особей мусзавров Mussaurus patagonicus. Возраст останков составляет 192 миллиона лет и датируется Юрским периодом (201.2 — 145 миллионов лет тому назад).

Палеонтологи нашли неподалеку от взрослых особей кости совсем юных мусзавров. Эта находка представляет собой самое раннее свидетельство сложного социального стадного поведения динозавров.

Фото: Jorge Gonzalez

Рисунок стада мусзавров, на котором показаны динозавры разных возрастов

Динозавр, высиживавший яйца

Палеонтологи обнаружили уникальную окаменелость — динозавра, который погиб прямо на кладке яиц.

Этот динозавр под названием овираптор был найден на территории современного Китая. Скорее всего всего он высиживал яйца, восседая на них во времена Мелового периода.

В 7 яйцах из 24 все еще сохранились окаменелые эмбрионы. Не так уж и плохо для яиц, которым более 70 миллионов лет!

Фото: Zhao Chuang

Овираптор восседает на яйцах сине-зеленого цвета со своим партнером неподалеку

Некоторые динозавры были невероятно быстрыми

Ученые проанализировали следы теропод, обнаруженные на севере Испании. После проделанных расчетов палеонтологи пришли к выводу, что скорость, которую развивали эти плотоядные динозавры, могла доходить до 45 км/ч. Следы оставили два представителя этих хищников, которые бежали по илистому дну озера во время раннего Мелового периода. Открытие ученых показало, что эти животные были такими же быстрыми, как самый быстрый человек на Земле.

Однако самый известный хищный динозавр Тираннозавр рекс был довольно медленным созданием. Как стало ясным из другого исследования, он предпочитал ходить со скоростью примерно в 5 км/ч. Очевидно, ему для охоты вполне хватало своих чудовищных зубов.

Фото: Pablo Navarro-Lorbés

Рекоснтрукция теропода, бегущего по озерному илу во время понижения уровня воды

Динозавр с акульими зубами

Вы думали, что тираннозавр рекс был вершиной эволюции хищных динозавров своей экосистемы? Вы ошибались. Ученые обнаружили динозавра, который был еще больше. Это животное, которому дали название Ulughbegsaurus uzbekistanensis, также известно как динозавр с акульими зубами, или кархародонтозавр. Кархародонтозавры были дальними родственниками и конкурентами тираннозавров.

Они жили на территории современного Узбекистана около 90 миллионов лет тому назад. Кархородонтозавры достигали 8 метров в длину и весили около тонны. То есть они были почти в два раза длиннее и в пять раз тяжелее тираннозавра рекс.

Фото: Julius Csotony

Рисунок динозавра с акульми зубами Ulughbegsaurus uzbekistanensis

У тираннозавров были бойцовские клубы

Ужасающие тираннозавры кусали друг друга за морды, но скорее всего не пытались при этом друг друга убить. Вероятно, эти хищники кусались во время сражений за территорию, самок или более высокий статус.

Получить такие данные о поведении динозавров стало возможно после изучения 202 черепов и челюстей тираннозавра, на которых было множество шрамов — всего около 324. Палеонтологи сразу же заметили, что у молодых тираннозавров таких шрамов нет, так что можно предположить, что только половозрелые особи одного пола участвовали в таких стычках.

Фото: Julius Csotonyi

На этом рисунке показано, как тираннозавры могли сражаться друг с другом

Длинношеие динозавры мигрировали на большие расстояния

Как узнать, мигрировали динозавры или нет? Они же не могли посылать открытки из разных мест своих путешествий, которые потом окаменели на радость ученым.

Но способ есть. Нужно только обратить внимание на гастролиты, или как их еще называют «желудочные» камни, с помощью которых динозавры перемалывали пищу.

Во времена Юрского периода длинношеие динозавры завроподы проглотили гастролиты из розового кварцита на территории современного Висконсина. А потом палеонтологи обнаружили эти камни в желудке завропода, который умер на территории Вайоминга.

Расстояние между этими двумя местностями исчисляется сотнями километров, и это пример одной из самых дальних миграций у динозавров.

Фото: Josh Malone

Гастролиты из розового кварцита

Странный анкилозавр с хвостом, похожим на ацтекскую дубинку

В этом году был найден ранее совершенно неизвестный вид анкилозавра. Этот динозавр жил на территории Южного полушария, и у него был совершенно уникальный хвост.

Когда Пангея разделилась во время Юрского периода, у анкилозавров на северном суперконтиненте Лавразия развился хвост с наростами, напоминающими шипы или булавы. Но новый вид анкилозавра Stegouros elengassen, найденный в Чили, показывает, что в Южном полушарии эти динозавры эволюционировали совершенно по-другому.

Их хвост похож на лист папоротника с костяными наростами и напоминают дубину ацтеков макуауитль.

Фото: Lucas Jaymez

На рисунке анкилозавра Stegouros elengassen видно гребнистую спину динозавра, тонкие ноги и папоротникообразный хвост

Найденный палеонтологами представитель этого нового вида анкилозавра погиб более 70 миллионов лет назад на берегу реки. Вероятно, его засосали зыбучие пески. Это позволяет объяснить, почему его останки натолько хорошо сохранились.

По материалам Live Science