• Младенцы управляют взрослыми с помощью запахов.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Вторник, 23 ноября 2021

Младенцы управляют взрослыми с помощью запахов

Новое исследование открыло любопытную реакцию на феромон, который выделяют маленькие дети: оно вызывает агрессию у женщин, но блокирует ее у мужчин.

Гексадеканал (hexadecanal, HEX) – это недавно обнаруженный «социальный» феромон. Ранее ученые заметили, что он играет роль в поведении мышей. В исследовании 2015 года сообщалось, что HEX снижает стрессовую реакцию у мышей с помощью процесса, известного как социальная буферизация. Более поздние исследования показали, что гексадеканал играет роль в модулировании человеческого поведения и может уменьшить реакцию человека на испуг.

Новое исследование основывается на этих предыдущих открытиях и изучает влияние HEX на агрессию. В частности, ученые сосредоточились на различиях в агрессии, вызванной HEX, между мужчинами и женщинами.

Ученые привлекли к эксперименту 200 добровольцев и исследовали влияние гексадеканала на агрессию в двух разных поведенческих экспериментах. Эти эксперименты были разработаны для измерения агрессивных реакций человека, и результаты показали, что воздействие HEX и впрямь на нее влияет.

«Мы обнаружили, что у HEX нет ощутимого запаха, но когда вы соприкасаетесь с ним, он влияет на ваше поведение по отношению к другим, в частности на вашу агрессивную реакцию по отношению к окружающим», –  рассказала Ева Мисхор, ведущий автор исследования.

Авторы работы выяснили, что женщины, подвергшиеся воздействию этого химического вещества, проявляли повышенную агрессию, а у мужчин, напротив, уровень агрессии снижался.

Участники выполнили один из поведенческих тестов, в то время как активность мозга измерялась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Как у мужчин, так и у женщин воздействие HEX увеличивало активность левой угловой извилины, но связь этой области мозга с другими значительно различалась между полами.

Исследователи предполагают, что специфичные для каждого конкретного пола отклики на химическое вещество могут быть инструментом, увеличивающим шансы детей на выживание.

«Младенцы не могут общаться с помощью языка, поэтому «химическая» коммуникация очень важна для них. В детстве в ваших интересах сделать вашу маму более агрессивной и уменьшить агрессивность вашего отца», –  объяснил Ноэм Собел, соавтор исследования.

Собел приводит в пример наблюдаемые явления детоубийства в животном мире, где повышенная отцовская агрессия связана с детоубийством у млекопитающих, в то время как усиление материнской агрессии обычно приводит к тому, что мать защищает свое потомство.

По материалам National Geographic