• Неожиданное открытие: в пустыне Сахара растут миллионы деревьев.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Пятница, 16 октября 2020

Неожиданное открытие: в пустыне Сахара растут миллионы деревьев

Результаты исследования, в котором принимали участие специалисты крупнейшей исследовательской лаборатории NASA, помогут более точно измерить запасы углерода на Земле и спрогнозировать изменения климата.

На первый взгляд просторы Сахары и пустынь региона Сахель кажутся бесплодными. Но детальные спутниковые снимки в комбинации с глубоким машинным обучением продемонстрировали совершенно иную картину.

Около 1,8 миллиарда деревьев растут в Сахаре, пустынях Сахеля и так называемой субгумидной зоне – по словам исследователей, открытие переворачивает бытовавшие ранее представления об африканских пустынях.

«Мы были очень удивлены, что в пустыне Сахара растет так много деревьев»,  рассказал AFP ведущий автор исследования Мартин Брандт, географ из Копенгагенского университета.

Конечно, в пустынях есть обширные бесплодные территории, но есть и районы с высокой плотностью деревьев: в некоторых местах они растут даже между песчаными дюнами.

Найти и посчитать

Найти и пересчитать все деревья в пустыне непростая задача. Участки с большим количеством деревьев можно различить на спутниковых снимках даже при низком разрешении. А вот разглядеть отдельные деревья или небольшие участки зелени на спутниковом изображении до сих пор было невозможно.

Используя новейшие технологии спутниковой фотографии NASA, исследователи все же смогли получить изображения, на которых были различимы отдельные деревья. Другая проблема заключалась в том, что подсчитать их все человеку не под силу.

Мартин Брандт и его команда обучили компьютерную программу делать эту работу за них. Но это не означает, что исследователи могли просто сидеть сложа руки и ждать результатов.

Прежде чем программа смогла заработать, ее нужно было обучить, и процесс этот довольно обременительный. К примеру, Брандт самостоятельно подсчитал и маркировал почти 90 000 деревьев. На это у него ушёл год.

Уровень детализации снимков был очень высоким, поэтому компьютерная модель должна была знать, как выглядят все виды деревьев в разных ландшафтах.

Исследование, опубликованное 14 октября в журнале Nature, охватило территорию площадью 1,3 миллиона квадратных километров. Она была запечатлена на более чем 11 000 спутниковых изображений.

Как сообщал «Вокруг света Украина», 10 миллионов лет назад на месте современных пустынь в Андах росли леса. В ходе экспедиции в Перу исследователи обнаружили гигантское ископаемое дерево на безжизненном плато. Находка, которой предположительно 10 миллионов лет, свидетельствует о том, что окружающая среда в Андах очень сильно изменилась.