• Огромная скала под Японией может быть магнитом для землетрясений.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA
    Вторник, 8 февраля 2022

Огромная скала под Японией может быть магнитом для землетрясений

Магматическая скала размером с голу под побережьем на юге Японии может быть своего рода магнитом для мощных землетрясений.

Ученые создали 3D-визуализацию объекта, известного как плутон Кумано. На ней видно, что тектоническая энергия от мегаземлетрясений отводится к нескольким точкам вдоль его сторон.

Полученные данные могут помочь ученым лучше предсказать воздействие масштабных землетрясений на регион. А также лучше понять принцип, по которым эти магматические массивы взаимодействуют с тектонической активностью.

Сейсмологи не могут точно предсказать, когда, где, и насколько мощным будет землетрясение. Но если объединить полученную модель с данными наблюдений, то можно будет начать предугадывать процессы в ближайшем будущем.

Что такое плутон Кумано?

О существовании плутона Кумано стало впервые известно в 2006 году. Плутоном называется вторжение магматической скальной породы, которое вытесняет горные породы под поверхность земли.  А после эта магматическая порода медленно охлаждается и застывает в виде крупного куска скалы.

Фото: Adrien Arnulf

Плутон Кумано на этой схеме выглядит как выпячивание красно-оранжевых пород

Сейсмическая визуализация показала, что в зоне субдукции находилась некая структура, плотность которой сильно отличалась от окружающих скальных пород. В этом регионе одна тектоническая плита заходит под край другой. Из-за чего там часто происходят землетрясения и наблюдается вулканическая активность. Большое количество проведенных симуляций указало на то, что обнаруженный объект представляет собой плутон.

Но его истинные размеры оставались неизученными. И только сейчас, обработав сейсмические данные за 20 лет, ученые смогли полностью нанести на карту плутон Кумано. Эти данные были загружены в суперкомпьютер LoneStar5, расположенный в университете Техаса в Остине. И полученные результаты позволили создать 3D модель плутона в высоком разрешении.

О чем говорят результаты исследования?

Полученная модель показывает, что земная кора под весом плутона прогибается, и слегка выпячивается над его поверхностью. Плутон также позволяет подземным водам просачиваться под земную кору в верхние слои мантии. И после этого кора прогибается еще больше.

Фото: Arnulf et al., Nat.Commun

Точка пересечения показывает место зарождения землетрясения 1944 года

Плутон Кумано обладает высокой плотностью и жесткостью. А значит он скорее всего играет существенную роль в тектонической активности.

В 1944 и 1946 годах на сторонах плутона зародились мощные землетрясения, сила которых превышала 8 баллов по шкале Рихтера. Плиты в зоне субдукции крайне чувствительны к вариациям структуры. И плутон Кумано несомненно оказывает значительное воздействие как на геометрию, так и на тектоническую активность региона.

Ученые надеются, что по итогам их открытия последует тщательному исследованию подземных структур, которые могут скрываться и в других зонах субдукции.

Однако землетрясения могут вызываться не только подземными структурами. Ранее портал «Вокруг Света. Украина» писал о том, что причиной мощных землетрясений может стать таяние ледников.