• Палеонтологи нашли кита и без зубов, и без китового уса.Вокруг Света. Украина
    Фото: Alex Boersma
    Воскресенье, 2 декабря 2018

Палеонтологи нашли кита и без зубов, и без китового уса

Ученые полагают, что обнаружили недостающее звено эволюции между современными китами и их зубастыми предками.

Доисторический 4,5-метровый кит засасывал добычу беззубым ртом. К таким выводам пришли ученые из Смитсоновского института, изучив окаменелости, обнаруженные в Орегоне. Палеотологи заявляют, что нашли промежуточное эволюционное звено между современными китами и зубастыми предками.

Киты, которых палеобиологи назвали  Maiabalaena nesbittae («мать китов») плавали в океане 33 миллиона лет назад. У них не было ни зубов, ни китового уса, который современный морские млекопитающие используют как фильтр для воды и планктона.  Они охотились на рыбу и кальмаров, всасывая добычу в рот.

Фото: Alex Boersma

До сих пор ученые затруднялись ответить, когда у морских гигантов появился китовый ус (он состоит из кератина, как волосы и ногти). Одна из гипотез утверждала, что на ранних стадиях эволюции киты обладали и зубами и гибким фильтрующим усом. Однако Maiabalaena доказывает, что потеря зубов предшествовала появлению уса на миллионы лет.

«Эта окаменелость демонстрирует, что потеря зубов и происхождение китового уса — отдельные эволюционные изменения, и оба признака не накладывались», — прокомментировал исследование Ник Пиенсон из Смитсоновского института.

Фото: Ari S. Friedlaender/University of California

Киты — морские млекопитающие, предки которых — сухопутные волкоподобные млекопитающие. Они освоили океаны около 50 миллионов лет назад. У всех первых китов были зубы.

Самые ранние окаменелости гигантов с китовым усом — возрастом 11 миллионов лет. Однако ученые подозревают, что первые «усатые» киты появились 23 миллиона лет назад.

«Мать китов» обладала хорошо развитыми горловыми костями, к которым крепились мышцы, помогающие совершать всасывающие движения.

«Этот способ может казаться странным для предка сегодняшних голубых китов, но это обычное дело даже для зубастых морских хищников, таких как кашалоты и дельфин», — объясняет палеобиолог Карлос Маурисио Передо.