• Пчелы способны к абстрактному мышлению - новое исследование.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Среда, 5 июня 2019

Пчелы способны к абстрактному мышлению - новое исследование

Пчелы понимают, что число «два» может представлять два банана, два дерева или две шляпы. Эта способность обнаружена у насекомых впервые.

Ранее ученые уже определили, что пчелы могут распознавать ноль и решать базовые математические примеры, но последнее исследование показало, что у этих насекомых есть еще одна удивительная способность — они могут связывать символы с числами.

Впервые исследователи обучили пчел сопоставлять изображения с определенным числовым значением. Оказалось, насекомые могут понять, что число «два» может представлять два банана, два дерева или две шляпы.

Исследование доказывает, что, несмотря на маленький мозг, пчелы способны понимать сложные идеи, в том числе символический язык, созданный человеком. Эту способность уже обнаруживали у приматов и птиц, но у насекомых ее нашли впервые.

По словам ведущего исследователя Адриана Дайера из Университета RMIT в Мельбурне (Австралия), мы воспринимаем как должное то, что выучили все цифры в детстве. Однако для того, чтобы понять, что представляет собой «четыре», на самом деле требуется сложный уровень когнитивных способностей.

У людей в мозге более 86 миллиардов нейронов, у пчел — менее миллиона, и мы разделены более чем 600 миллионами лет эволюции. «Открытие того, как такие сложные числовые навыки можно постичь с помощью миниатюрного мозга, поможет нам понять, как развивалось математическое и культурное мышление у людей и, возможно, у других животных», — сказал доктор Дайер.

Как проводилось исследование

Пчел запускали в Y-образные лабиринты, в которых они учились сопоставлять изображение нескольких элементов с числовым значением. В первом отделении лабиринта пчелы могли увидеть число. Второе отделение разделялось на две части, у «входа» в которые размещались изображения разных элементов.

пчелы

Фото: RMIT University

Если пчелы выбирали то изображение, на котором количество элементов соответствовало числу в первом отделении, насекомых вознаграждали угощением. Затем ученые проверяли, могут ли они установить соответствие между двумя изображениями, на которых было одинаковое количество элементов.

Со временем пчелы обучались сопоставлять числа и изображения. Однако, как только задача ставилась наоборот, и в первом отделе вместо числа появлялось изображение, насекомые не знали, что делать, и им приходилось обучатся заново.

Таким образом, исследование показывает, что обработка чисел и понимание символов происходят в разных областях мозга пчелы, подобно тому, как этот процесс протекает в человеческом мозге.

Пчелы не находятся на том же уровне, что и животные, которые смогли выучить символы в виде чисел и выполнять более сложные задачи. Однако результаты помогут ученым лучше понять, как протекает процесс обучения, и то, как мозг создает связи и ассоциации между понятиями.

По материалам Independent