• Полет на Луну рамках миссии NASA «Артемида» должен состояться до середины 2025 году.Вокруг Света. Украина
    фото: NASA
    Пятница, 21 мая 2021

В противном случае его придется отложить до конца 2030, из-за большого риска солнечных бурь экстремальной мощности.

Ученые из Университета Рединга проанализировали данные о космической погоде за последние 150 лет – за весь период систематических наблюдений, пытаясь найти закономерности в сроках солнечных бурь большой интенсивности, опасных для астронавтов и спутников, и даже способных нарушить работу наземных энергосистем. Команда предупредила, что запланированные сроки миссий по высадке людей на Луну могут частично совпасть с одним из самых экстремальных периодов космической погоды, сопровождаемым большими выбросами плазмы с солнечной поверхности. Результаты анализа опубликованы в журнале Solar Physics.

Исследователи изучали связь солнечных бурь с 11-летними солнечными циклами – периодами регулярного увеличения и уменьшения активности Солнца, в конце которых его магнитные полюса меняются местами. Было известно, что наибольшее число солнечных бурь наблюдается в середине цикла – в солнечном максимуме, который в текущем цикле придется на июль 2025 года. Однако команда задалась ранее не изученным вопросом о том, в какой период цикла отдельные солнечные бури могут достигать наибольшей силы.

В ходе исследований был выявлен «длинный цикл», длиной в два 11-летних цикла, так что наиболее сильные бури можно ожидать перед максимумом, если 11-летний цикл четный, и вскоре после максимума, если цикл нечетный. В настоящее время мы находимся в начале 25-го наблюдаемого цикла, с тех пор как люди начали вести им счет. Иными словами, экстремальная космическая погода наиболее вероятна начиная со второй половины 2025 года. При этом, весь период между 2025 и 2030 годами будет сопряжен со значительными рисками солнечных бурь большой силы, что должно приниматься во внимание при планировании полетов на Луну, а затем и на Марс.

Эти результаты могут иметь значение для пилотируемой части миссии Artemis, которая запланирована на 2024 год, но, как это часто случается, может быть отложена из-за различных неполадок.

«До сих пор самые экстремальные явления космической погоды считались случайными по времени, и потому мало что можно было сделать для того, чтобы избежать их влияния в ходе полета за пределами магнитного поля Земли, — сказал в своем заявлении ведущий автор работы, профессор Мэтью Оуэнс, космический физик из Университета Рединга. – Но наше исследование сделало их более предсказуемыми, что поможет избежать их разрушительных эффектов».

Физики из Университетского колледжа Лондона (UCL) создали серию компьютерных моделей, позволивших объяснить высокую температуру солнечного ветра на подходе к Земле.

По материалам The Daily Mail и IFLScience