• Наука
    Вторник, 6 февраля 2018

Растения реагируют на общий наркоз, как люди: ученые

Микробиологи открыли, что растения засыпают от обезболивающих, которые применяются при операции на людях.

Международная группа ученых — из университета Флоренции и Болонского университета —  обнаружили, что растения реагируют на обезболивающие средства так же, как люди.

Биологи провели ряд тестов на венерином башмачке, мимозе стыдливой, листья которой при прикосновении сворачиваются в трубочку, а также душистом горошке. Анестетики общего действия (например, эфир или лидокаин) заставляли растения замирать и абсолютно не отвечать на прикосновения.

«То, что растительные клетки реагируют на общую анестезию таким же образом, как животные, очень интригует», — прокомментировал результаты экспериментов Франтишек Балуска, один из авторов исследования.

Ученые измерили биоэлектрический потенциал растений  и обнаружили, что под наркозом биотоки растительных клеток находятся на минимуме.

Так, венерина мухоловка, которая обычно закрывает чашечку, когда насекомые садятся на ее край, под воздействием наркоза совершенно не отвечала на прикосновения. Потребовалось около 900 секунд, чтобы она вернулась в нормальное состояние. Мимоза стыдливая «приходила в себя» семь часов.

Исследователи утверждают, что общий анестезирующий эффект возникает из-за влияния препаратов на клеточные мембраны, делая их неспособными передавать электрические сигналы и двигательный импульс от клетки  к клетке.

«Растения — живые организмы, они, как люди, могут чувствовать боль или радость», — прокомментировал феномен Франтишек Балуска.

Ученые предлагают испытывать в будущем анестетики на растениях, поскольку тесты на животных приводят к неоднозначным результатам.

Как писал портал «Вокруг света. Украина», растения обладают способностью распознавать друзей и врагов.