• Спутник NASA открыл новый магнетар.Вокруг Света. Украина
    Понедельник, 11 января 2021

Спутник NASA открыл новый магнетар

Его необычность открывает путь к лучшему пониманию природы этого типа звезд.

С помощью телескопа NASA Neil Gehrels Swift 12 марта 2020 года был открыт новый магнетар, получивший название J1818.0-1607. Телескоп входит в состав аппаратного комплекса спутника-обсерватории Chandra Xray Observatory, работающего на околоземной орбите с 1999 года. Результаты наблюдений J1818.0–1607 были на днях опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

Фото: NASA

Хотя магнетары были теоретически предсказаны в 1992 году, и впервые обнаружены в 1998 году, новый объект, ставший 31-й известным магнетаром из примерно 3000 известных нейтронных звезд, оказался весьма необычен. Во-первых, это самый молодой из известных магнетаров, возраст которого оценивается примерно в 240-500 лет (при сроке жизни магнетара порядка 1 млн. лет). Он также самый быстро вращающийся из уже обнаруженных –примерно 84 оборота в минуту, и один из пяти магнетаров, которые являются также и пульсарами.

J1818.0-1607 имеет очень крутой радиоспектр: его излучение на высоких радиочастотах значительно слабее чем на низких, что также необычно. Необычно и то, что интенсивность его излучения пульсирует: всего за две недели после обнаружения он стал сначала в 10 раз ярче, а затем снова потускнел.

Наконец, J1818.0-1607 перемещается в пространстве с необычайно высокой скоростью, намного большей, чем  скорости самых быстрых из известных нейтронных звезд.

Фото: NASA

J1818.0−1607 находится в созвездии Стрельца, всего в 16 000 световых лет от нас. Поскольку свету требуется время, чтобы пройти это расстояние, мы видим свет, который эта нейтронная звезда испускала около 16000 лет назад. Многие научные модели предполагают, что физические свойства и поведение магнетаров меняются с возрастом, причем, именно в молодости, достаточно кратковременной, их активность особенно велика. Обнаружение J1818.0−1607 даст возможность проверить эти предположения.

Магнетары – один из типов нейтронной звезды. Нейтронные звезды — невероятно плотные объекты, в основном состоящие из плотно упакованных нейтронов. Они образуются из коллапсирующего ядра выгоревшей массивной звезды, после прохождения ей стадии сверхновой. Фактические это атомные суперядра, одни из самых плотных объектов во Вселенной, уступающие только черным дырам: так, J1818.0-1607 вдвое массивней Солнца, но имеет объем, более чем в триллион раз меньший.

Магнетары отличаются от других нейтронных звезд тем, что обладают самыми мощными магнитными полями известными во Вселенной. Так, магнитное поле J1818.0−1607 в 1000 раз сильнее, чем у типичной нейтронной звезды, и примерно в 100 миллионов раз сильнее, чем самые мощные магниты, созданные людьми.

Примерно за год до обнаружения J1818.0-1607 астрономы, работающие с Chandra Xray Observatory зафиксировали рождение магнетара, возникшего в результате слияния двух нейтронных звезд.

По материалам NASA и Phys.org