Фото: Shutterstock

Тайны седьмого континента: что откроют ученые в подводной Зеландии

Это самый загадочный континент на планете, ведь большая его часть скрыта в Тихом океане.

Сегодня ученые считают, что на Земле 7 континентов, а не шесть, как считалось раньше – Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида и… Зеландия, 94% которой находятся под водами Тихого океана.

Территория Зеландии равняется 2/3 Австралии. Ее надводная часть – Новая Зеландия на юге и Новая Каледония на севере — дает лишь приблизительное представление о размерах седьмого континента. Субантарктические, Норфолкские острова и группа Лорд-Хау давно открыты, но никогда не считались частью континента. Зеландия чрезвычайно мало изучена. Даже карта Луны подробней, чем карта тихоокеанского дна.

Фото: NOAA

Плавучая лаборатория

Этот пробел в знаниях решила восполнить группа 32 ученых из 12 стран мира, которые отправились в Тихий океан согласно Международной программе океанических исследований.

Судно JOIDES Resolution – целый плавучий городок, а также исследовательская лаборатория. «Экспедиция 371» должна будет взять геологические образцы, пробурив океанское дно в четырех местах, и подробно исследовать вулканы Огненного кольца, которое сформировалось около 40 -50 млн. лет назад.

Фото: IODP

«Мы собираемся переписать геологическую историю Зеландии», — говорит Руперт Шутерленд, океанолог. — «Зеландия была обнаружена 50 лет назад, и предположения о том, как она сформировалась уже были высказаны. Но единственная экспедиция, которая бурила морское дно, была в 1971 г.»

Зеландия отделилась от Антарктиды и Австралии, когда динозавры еще ходили по земле, именно в этот период она затерялась в глубине вод.

Вулканы Тихоокеанского кольца очень изменили облик северной Зеландии, области размером с Индию. Какие-то части континента опускались под воду, а те, что сейчас являются островами – напротив, поднимались из глубины. Это объясняет единство растительного мира тихоокеанских островов.

Фото: Shutterstock

«Наша цель — понять, почему тектонические плиты приходит в движение, как влияет на климат парниковый эффект. Тихоокеанский район Зеландии идеален для таких исследований: именно Огненное кольцо оказало большое влияние на исторический климат планеты».

Одна из загадок, которые планирует разгадать «Экспедиция 371», как Зеландия, расположенная очень близко к Южному полюсу 50 миллионов лет назад, обладала теплым климатом. Компьютерные модели не показывают таких возможностей в прошлом, а это значит, модели будущего глобального потепления могут быть значительно недооцененными.