• Наука
    Понедельник, 26 марта 2018

Антропологи доказали, что человек употреблял табак еще 6 тысяч лет назад

Никотин был обнаружен в зубном камне людей, похороненных от 300 до 6000 лет назад.

Испорченные зубы – едва ли не первый признак, по которому можно определить курильщика. Поэтому, чтобы определить, насколько давняя культура потребления табака, ученые решили проанализировать зубной камень древних людей.

И не прогадали. Исследователям впервые удалось извлечь никотин из зубов людей, похороненных от 300 до 6000 лет назад.

Для этого ученые использовали методы жидкостной хроматографии (разделение сложных смесей веществ) и масс-спектрометрии (определение отношения массы к заряду ионов).

«Обнаружив никотин и остатки других лекарственных растений в зубном камне древних людей, мы ответили себе на вопрос, употребляли ли они наркотические вещества, – говорит Шеннон Ташингем, доцент кафедры антропологии Университета штата Вашингтон. – А еще это поможет нам определить, кто именно использовал табак – все члены общества, только взрослые, мужчины или женщины».

Кроме никотина в зубном камне древних людей были обнаружены остатки лекарственных препаратов на основе кофеина и атропина, которые, вероятно, использовались как релаксанты.

Один из образцов, в котором обнаружили никотин, принадлежал взрослому мужчине, похороненному с трубкой, а другой – пожилой женщине. По словам исследователей, это подтверждает гипотезу о том, что табак курили преимущественно старые женщины, а молодые избегали воздействия никотина и других веществ, чтобы не навредить младенцам. Следовательно, люди уже 6000 лет назад догадывались о вреде курения.

Ранее исследование способов употребления табака в Северной и Южной Америке основывалось на изучении курильных трубок, обугленных семян табака, а также волос и фекалий древних людей. Но анализ зубов, по мнению ученых, может стать новым и более достоверным источником информации.

По материалам International Business Times.