История «Ноосферы»
Историю «Ноосферы» можно начать с 2021 года, когда бывший британский ледокол James Clark Ross прибыл в Украину и получил новое имя. Можно начать и с 1990-го, когда James Clark Ross был построен для британских научных нужд, можно даже с 1920-х, когда украинский академик Владимир Вернадский разработал философскую концепцию сферы разума, которая окутывает Землю под названием «ноосфера». Но мы предлагаем еще одну дату. В 1996 году британская антарктическая станция «Фарадей», расположенная на острове Галиндез Аргентинского архипелага, стала украинской антарктической станцией «Академик Вернадский». Таким образом Украина примкнула к числу антарктических государств и начала ежегодно отправлять своих ученых в Антарктиду.
Первую украинскую экспедицию доставил на станцию «Академик Вернадский» тот самый James Clark Ross, который на тот момент был флагманом британского научного флота. Вторую и третью экспедиции (1997-98 гг) возило украинское научно-исследовательское судно „Эрнст Кренкель”, а следующие две — украинский ледокол «Горизонт». Однако оба судна не выдержали нагрузки и вышли из строя. Так с 2001-го года Украина осталась без своего транспорта для арктических экспедиций. В течение 20 лет все последующие экспедиции добирались до украинской антарктической станции на арендованных иностранных судах.
В 2021 году станция «Академик Вернадский» отмечала 25-летие, и участники экспедиции посетовали на отсутствие собственного транспорта. В июле этого же года Кабмин выделил деньги на покупку ледокола (сделка обошлась в 5,3 миллиона долларов), а 30 августа 2021 года в порту города Фредериксхавн (Дания) состоялась официальная передача британского ледокола украинской стороне. В тот же день над судном подняли украинский флаг.
В октябре 2021-го James Clark Ross прибыл в Одессу для технического осмотра. В этом же месяце судно получило новое название «Ноосфера». Спустя несколько месяцев, 28 января 2022 года, «Ноосфера» отправилась в свой первый рейс в Антарктиду под украинским флагом.
Характеристики ледокола
Ледокол имеет длину 99,04 м, ширину 18,85 м, водоизмещение — 5 732 т. Судно специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях. На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, позволяющие размещать научное оборудование на корме или в средней части судна. «Ноосфера» производит очень мало шума, что позволяет ей использовать чувствительную акустическую аппаратуру.
Судно может идти со скоростью 2 морских узла (почти 4 км в час) через ровное ледовое поле толщиной 1 метр, а максимальное ледовое препятствие на его пути может достигать 4 метров. Чтобы облегчить проход через упаковочный (многолетний), лед система сжатого воздуха раскатывает судно, расширяя таким образом путь.
На борту «Ноосферы» могут находиться 27 человек экипажа и до 50 ученых. Капитаном судна стал украинец Павел Панасюк (на снимке внизу).
По прогнозам директора Национального антарктического научного центра Евгения Дикого, «Ноосфера» прослужит от 20 до 30 лет.
План первого рейса
После выхода из порта Одессы «Ноосфера» совершила первую остановку на пути в Антарктиду лишь 12 февраля. Украинский ледокол зашел в порт Лас-Пальмаса (Канарские острова) для дозаправки горючим. В целом из Одессы в Лас-Пальмас судно преодолело 5335 км со средней скоростью 9,2 узла (17 км в час).
В Средиземном море ледокол прошел через шторм: волна была 5-6 метров, а скорость встречного ветра достигала 65 узлов (33 м в секунду). Но, как отметил капитан «Ноосферы» Павел Панасюк, судно устойчиво воспринимало удары волн. «Это настоящий морской волк, закаленный за многие годы в море», — поделился он.
Следующая остановка «Ноосферы» планируется после пересечения Атлантики в порту Пунта-Аренас (Республика Чили). Там на борт должна подняться команда морских исследователей, а также участники 27-й украинской антарктической экспедиции, которые заменят на станции коллег из 26-й экспедиции.
Во время текущего рейса «Ноосфера» впервые пересечет Южный полярный круг и достигнет залива Маргерит или Маргарет-Бей на западной стороне Антарктического полуострова. После завершения научной программы судно заберет участников 26-й украинской антарктической экспедиции и дальше через Чили и Фолклендские острова двинется домой.
Что может украинский ледокол
Ломать лед, это, как говорят ученые — последнее предназначение «Ноосферы». Это судно – не логистический ледокол, который просто может доставить груз и людей из точки А в точку Б. В первую очередь , «Ноосфера» —океанографическое судно. Оно сразу строилось под научные задачи, и на момент создания в 1990 году было лучшим научно-исследовательским судном мира.
Ключевая задача «Ноосферы» – проводить исследования в открытом океане. Это и биоресурсные, и георесурсные работы. Впрочем, способность «Ноосферы» преодолевать льды – это тоже очень ценный с научной точки зрения ресурс. Наличие собственного ледокола полностью меняет логистику станции «Академик Вернадский»: она становится доступной круглогодично, а не раз в год, как раньше. Теперь украинские ученые могут сами планировать, когда приходить на «Вернадский», а также когда и что привозить.
Научная программа «Ноосферы»
После разгрузки судна, которое везет на станцию «Академик Векрнадский» разнообразный груз — от годового запаса провизии до строительных материалов и техники — в течение нескольких недель ледокол будет выполняться научную программу в атлантическом секторе Антарктики и в акватории вокруг Антарктического полуострова.
Запланировано продолжить океанографические исследования, начатые Украиной в марте-апреле 1997 и 1998 годов на научно-исследовательском судне «Эрнст Кренкель». Работы предусмотрены на трех полигонах: полигон вблизи Аргентинских островов, недалеко от «Вернадского» (14 станций), Южно-Шотландский полигон (21 станция на 7 разрезах), Южно-Оркнейский полигон (36 станций на 7 разрезах).
Эти районы имеют не только сложные гидрофизические условия, формирующие систему водных масс океанов Южного полушария Земли, но и высокое биологическое разнообразие. Здесь проходят основные миграционные пути криля, рыб и китов. Предполагается исследовать течения, изменения в солености и температуре разных водных масс и т.п.
Таким образом, украинские полярники надеются получить уникальные данные о том, как изменились океанографические характеристики этих ключевых точек Южного океана за прошедшие три десятилетия. Ведь именно в этой части света зафиксирован самый быстрый темп потепления атмосферы, поэтому океан должен реагировать на эти стремительные изменения, и важно понять, как это происходит.
В пределах упомянутых полигонов, а также на некоторых участках мониторингового полигона американской станции «Палмер», с которой «Вернадский» связывает долгая история совместных научных проектов, запланированы биологические исследования. Они будут включать в себя анализ микробиологических группировок, зообентоса и т.д. Исследователи отберут так называемое «ДНК по окружающей среде» (это растворено в воде ДНК всех обитателей Антарктиды), по которому можно «паспортизировать» морских жителей и произвести «перепись» современного биоразнообразия Южного океана. Также для отслеживания путей миграции китов продолжится наблюдение за этими животными и «фотоохота» на хвосты, благодаря которой ученые по снимкам идентифицируют китов.
Отдельно следует отметить исследование содержания глобальных загрязняющих веществ, в частности ртути, в донных отложениях. Отобранные в ходе рейса пробы будут анализироваться в лабораториях ЕС на наличие тяжелых металлов и более 67 тыс. органических веществ и продуктов их распада. Это прикладное исследование делается для определения базового уровня загрязнения Антарктиды, чтобы ограничить производство веществ, которые по результатам анализов окажутся наиболее распространенными и опасными (на снимке внизу — момент научных исследований судна в британском научном флоте).
Еще одним блоком исследований являются геологические. Планируется отбор проб донных отложений из глубоководной части Южного океана и районе Аргентинских островов для установления их гранулометрического, минерального, химического и микрофаунистического состава. Это нужно, чтобы установить основные закономерности осадконакопления в районе Мирового океана, постоянно в течение последних нескольких миллионов лет контактировавшего с Антарктидой и в своих глубоководных отложениях сохранившего свидетельства об интенсивности нарастания и уменьшения размеров ледового покрова Антарктиды, динамике и частоте формирования айсбергов. То есть, с помощью исследований донных отложений ученые планируют уточнить сложную геологическую и климатическую историю ледяного континента.
Некоторые измерения, в частности геокосмические и радиоокеанографические, будут производиться не только в Антарктике, но по всему маршруту судна, поскольку геокосмос простирается над всей планетой.
При переходе высокоточные радиоприемники будут регистрировать излучение обычных широковещательных радиостанций, которое после отражения от ионосферы и океана позволит не только изучать возмущения в геокосмосе на высотах в несколько сотен километров над судном, но и с помощью тех же радиоволн оценивать параметры океанских волн, направление и скорость. в радиусе десятков километров от корабля. Вместе с показателями судовой метеостанции это позволит улучшить модели волнения поверхности моря в разных погодных условиях и лучше спрогнозировать.
Также в рейсе откроются новые возможности для пеленгации мощных молний, так как корабль на пути в Антарктику будет двигаться именно у основных центров мировых гроз – африканского и южно-американского. Благодаря установленному на борту сверхчувствительному ДНЧ магнитометру ученые смогут следить за грозами не только из Антарктики, как это делали в течение последних двадцати лет, но и проводить исследования непосредственно в тропических широтах. Это позволит значительно улучшить точность и качество глобальной грозопеленгации.
Читайте также:
Что такое ноосфера: вопросы и ответы
Украинский ледокол «Ноосфера» отправился в Антарктиду
Украина купила у Британии ледокол: интересные факты о судне James Clark Ross