• Украинский ледокол
    Фото: Національний антарктичний науковий центр
    Наука
    Среда, 23 февраля 2022

    Украинский ледокол "Ноосфера": история и задачи научного судна

    Прямо сейчас украинское научно-исследовательское судно продолжает свой первый рейс в Антарктиду. Рассказываем о ближайших и отдаленных планах «Ноосферы».

    История «Ноосферы»

    Историю «Ноосферы» можно начать с 2021 года, когда бывший британский ледокол James Clark Ross прибыл в Украину и получил новое имя. Можно начать и с 1990-го, когда James Clark Ross был построен для британских научных нужд, можно даже с 1920-х, когда украинский академик Владимир Вернадский разработал философскую концепцию сферы разума, которая окутывает Землю под названием «ноосфера».  Но мы предлагаем еще одну дату. В 1996 году британская антарктическая станция «Фарадей», расположенная на острове Галиндез Аргентинского архипелага, стала украинской антарктической станцией «Академик Вернадский». Таким образом Украина примкнула к числу антарктических государств и начала ежегодно отправлять своих ученых в Антарктиду.

    Первую украинскую экспедицию доставил на станцию «Академик Вернадский» тот самый James Clark Ross, который на тот момент был флагманом британского научного флота. Вторую и третью экспедиции (1997-98 гг) возило украинское научно-исследовательское судно „Эрнст Кренкель”, а следующие две — украинский ледокол «Горизонт». Однако оба судна не выдержали нагрузки и вышли из строя. Так с 2001-го года Украина осталась без своего транспорта для арктических экспедиций. В течение 20 лет все последующие экспедиции добирались до украинской антарктической станции на арендованных иностранных судах.

    В 2021 году станция «Академик Вернадский» отмечала 25-летие, и участники экспедиции посетовали на отсутствие собственного транспорта. В июле этого же года Кабмин выделил деньги на покупку ледокола (сделка обошлась в  5,3 миллиона долларов), а 30 августа 2021 года в порту города Фредериксхавн (Дания) состоялась официальная передача британского ледокола украинской стороне. В тот же день над судном подняли украинский флаг.

    В октябре 2021-го James Clark Ross прибыл в Одессу для технического осмотра. В этом же месяце судно получило новое название «Ноосфера». Спустя несколько месяцев, 28 января 2022 года, «Ноосфера» отправилась в свой первый рейс в Антарктиду под украинским флагом.

    Характеристики ледокола

    Ледокол имеет длину 99,04 м, ширину 18,85 м, водоизмещение —  5 732 т. Судно  специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях. На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, позволяющие размещать научное оборудование на корме или в средней части судна. «Ноосфера» производит  очень мало шума, что позволяет ей использовать чувствительную акустическую аппаратуру.

    Судно может идти со скоростью 2 морских узла (почти 4 км в час) через ровное ледовое поле толщиной 1 метр, а максимальное ледовое препятствие на его пути может достигать 4 метров. Чтобы облегчить проход через упаковочный (многолетний), лед система сжатого воздуха раскатывает судно, расширяя таким образом путь.

    На борту «Ноосферы» могут находиться 27 человек экипажа и до 50 ученых. Капитаном судна стал украинец Павел Панасюк (на снимке внизу).

    По прогнозам директора Национального антарктического научного центра Евгения Дикого, «Ноосфера» прослужит от 20 до 30 лет.

    Фото: Національний антарктичний науковий центр

    План первого рейса

    После выхода из порта Одессы  «Ноосфера» совершила первую остановку на пути в Антарктиду лишь 12 февраля. Украинский ледокол зашел в порт Лас-Пальмаса (Канарские острова) для дозаправки горючим. В целом из Одессы в Лас-Пальмас судно преодолело 5335 км со средней скоростью 9,2 узла (17 км в час).

    В Средиземном море ледокол прошел через шторм: волна была 5-6 метров, а скорость встречного ветра достигала 65 узлов (33 м в секунду). Но, как отметил капитан «Ноосферы» Павел Панасюк, судно устойчиво воспринимало удары волн. «Это настоящий морской волк, закаленный за многие годы в море», — поделился он.

    Следующая остановка «Ноосферы» планируется после пересечения Атлантики в порту Пунта-Аренас (Республика Чили). Там на борт должна подняться команда морских исследователей, а также участники  27-й украинской антарктической экспедиции, которые заменят на станции коллег из 26-й экспедиции.

    Во время текущего рейса «Ноосфера» впервые пересечет Южный полярный круг и достигнет залива Маргерит или Маргарет-Бей на западной стороне Антарктического полуострова. После завершения научной программы судно заберет участников 26-й украинской антарктической экспедиции и дальше через Чили и Фолклендские острова двинется домой.

    Фото: Національний антарктичний науковий центр

    Что может украинский ледокол

    Ломать лед, это, как говорят ученые —  последнее предназначение «Ноосферы».  Это судно – не логистический ледокол, который просто может доставить груз и людей из точки А в точку Б.  В первую очередь , «Ноосфера» —океанографическое судно. Оно сразу строилось под научные задачи, и на момент создания  в 1990 году  было лучшим научно-исследовательским судном мира.

    Ключевая задача «Ноосферы» – проводить исследования в открытом океане. Это и биоресурсные, и георесурсные работы. Впрочем, способность «Ноосферы» преодолевать льды – это тоже очень ценный с научной точки зрения ресурс. Наличие собственного ледокола полностью меняет логистику станции «Академик Вернадский»:  она становится доступной круглогодично, а не раз в год, как раньше. Теперь украинские ученые могут сами планировать, когда приходить на «Вернадский», а также когда и что привозить.

    Научная программа «Ноосферы»

    После разгрузки судна, которое везет на станцию «Академик Векрнадский» разнообразный груз — от годового запаса провизии до строительных материалов и техники — в течение нескольких недель ледокол будет выполняться научную программу в атлантическом секторе Антарктики и в акватории вокруг Антарктического полуострова.

    Запланировано продолжить океанографические исследования, начатые Украиной в марте-апреле 1997 и 1998 годов на научно-исследовательском судне «Эрнст Кренкель». Работы предусмотрены на трех полигонах: полигон вблизи Аргентинских островов, недалеко от «Вернадского» (14 станций), Южно-Шотландский полигон (21 станция на 7 разрезах), Южно-Оркнейский полигон (36 станций на 7 разрезах).

    Эти районы имеют не только сложные гидрофизические условия, формирующие систему водных масс океанов Южного полушария Земли, но и высокое биологическое разнообразие. Здесь проходят основные миграционные пути криля, рыб и китов. Предполагается исследовать течения, изменения в солености и температуре разных водных масс и т.п.

    Таким образом, украинские полярники надеются получить уникальные данные о том, как изменились океанографические характеристики этих ключевых точек Южного океана за прошедшие три десятилетия. Ведь именно в этой части света зафиксирован самый быстрый темп потепления атмосферы, поэтому океан должен реагировать на эти стремительные изменения, и важно понять, как это происходит.

    В пределах упомянутых полигонов, а также на некоторых участках мониторингового полигона американской станции «Палмер», с которой «Вернадский» связывает долгая история совместных научных проектов, запланированы биологические исследования. Они будут включать в себя анализ микробиологических группировок, зообентоса и т.д. Исследователи отберут так называемое «ДНК по окружающей среде» (это растворено в воде ДНК всех обитателей Антарктиды), по которому можно «паспортизировать» морских жителей и произвести «перепись» современного биоразнообразия Южного океана. Также для отслеживания путей миграции китов продолжится наблюдение за этими животными и «фотоохота» на хвосты, благодаря которой ученые по снимкам идентифицируют китов.

    Отдельно следует отметить исследование содержания глобальных загрязняющих веществ, в частности ртути, в донных отложениях. Отобранные в ходе рейса пробы будут анализироваться в лабораториях ЕС на наличие тяжелых металлов и более 67 тыс. органических веществ и продуктов их распада. Это прикладное исследование делается для определения базового уровня загрязнения Антарктиды, чтобы ограничить производство веществ, которые по результатам анализов окажутся наиболее распространенными и опасными (на снимке внизу — момент научных исследований судна в британском научном флоте).

    Фото: тbas.ac.uk

    Еще одним блоком исследований являются геологические. Планируется отбор проб донных отложений из глубоководной части Южного океана и районе Аргентинских островов для установления их гранулометрического, минерального, химического и микрофаунистического состава. Это нужно, чтобы установить основные закономерности осадконакопления в районе Мирового океана, постоянно в течение последних нескольких миллионов лет контактировавшего с Антарктидой и в своих глубоководных отложениях сохранившего свидетельства об интенсивности нарастания и уменьшения размеров ледового покрова Антарктиды, динамике и частоте формирования айсбергов. То есть, с помощью исследований донных отложений ученые планируют уточнить сложную геологическую и климатическую историю ледяного континента.

    Некоторые измерения, в частности геокосмические и радиоокеанографические, будут производиться не только в Антарктике, но по всему маршруту судна, поскольку геокосмос простирается над всей планетой.

    При переходе высокоточные радиоприемники будут регистрировать излучение обычных широковещательных радиостанций, которое после отражения от ионосферы и океана позволит не только изучать возмущения в геокосмосе на высотах в несколько сотен километров над судном, но и с помощью тех же радиоволн оценивать параметры океанских волн, направление и скорость. в радиусе десятков километров от корабля. Вместе с показателями судовой метеостанции это позволит улучшить модели волнения поверхности моря в разных погодных условиях и лучше спрогнозировать.

    Также в рейсе откроются новые возможности для пеленгации мощных молний, ​​так как корабль на пути в Антарктику будет двигаться именно у основных центров мировых гроз – африканского и южно-американского. Благодаря установленному на борту сверхчувствительному ДНЧ магнитометру ученые смогут следить за грозами не только из Антарктики, как это делали в течение последних двадцати лет, но и проводить исследования непосредственно в тропических широтах. Это позволит значительно улучшить точность и качество глобальной грозопеленгации.

     

    Читайте также:

    Что такое ноосфера: вопросы и ответы

    Украинский ледокол «Ноосфера» отправился в Антарктиду

    Украина купила у Британии ледокол: интересные факты о судне James Clark Ross

     

     

    Загрузить еще