• В индонезийской реке нашелся потерянный древний город.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Musi River
    Места
    Вторник, 2 ноября 2021

    В индонезийской реке нашелся потерянный древний город

    Артефакты, найденные на дне реки, включают золотые кольца, буддийские статуи и китайскую керамику.

    Остатки давно потерянного города Шривиджайя, важного порта на пути между Востоком и Западом, были найдены в реке Муси недалеко от города Палембанга на Суматре, Индонезия. Дайверы, исследующие илистое дно реки, уже нашли сотни статуэток, храмовых колоколов, инструментов, зеркал, монет и керамики, золотые рукояти мечей и золотые с рубинами кольца, резные кувшины и флейты в форме павлинов. Все эти сокровища указывают на город-королевство Шривиджайя, который контролировал Малаккский пролив между серединой 600-х и 1025 годом, когда война с индийской династией Чола сломила власть города. С тех пор влияние Шривиджайя пошло на убыль, хотя, по словам историков, его роль до некоторой степени сохранялась еще два столетия. Последний принц Шривиджайя, Парамешвара, попытался восстановить контроль над торговлей в регионе в 1390-х годах, но потерпел поражение от войск близлежащего королевства Ява; впоследствии Шривиджайя и его окрестности стали убежищем для китайских пиратов.

    Фото: Gunawan Kartapranata

    Сегодня от славных дней Шривиджайи почти не осталось следов, за исключением артефактов, которые дайверы находят в реке – обычно понемногу, но временами сразу в больших количествах. Никаких официальных археологических раскопок на реке или вокруг нее никогда не проводилось; артефакты продаются частным коллекционерам на мировом рынке древностей. Это означает, что даже когда артефакты всплывают в публичном пространстве, при ясных указаниях на их происхождение из Шривиджайи, к ним не прилагаются сведения о том, что сопровождало находку. Это не позволяет составить хоть сколь-нибудь связной картины жизни древнего города. Вот почему одна из немногих статей о Шривиджайи написанная Шоном Кингсли, морским археологом и редактором журнала Wreckwatch, содержит больше вопросов, чем ответов.

    Фото: Courtesy of Wreckwatch Magazine

    «Мы начинаем с нуля», — пишет Кингсли «Это как войти в музейное крыло, и оно совершенно пустое. Люди не знают, какую одежду носили жители Шривиджайи, каковы были их вкусы, из какой керамики они любили есть. Мы ничего не знаем о них в жизни или в смерти».

    Водный мир

    Предыдущие археологические исследования вокруг Палембанга, недалеко от того места, где когда-то был построен Шривиджайя, выявили лишь небольшие намеки на когда-то богатый порт: несколько кирпичных храмов и несколько надписей в них. Большая часть исторической информации о Шривиджайе известна от иностранцев, посещавших ее, но и она носит мифологизированный характер. Заезжие торговцы и другие посетители описывали мир, похожий одновременно на миры «Властелина колец» и «Фантастических тварей и мест где они обитают», — пишет Кингсли. Они писали о вулканах, извергающих дым и огонь, змеях-людоедах , попугаях, имитирующих хинди, греческий и арабский языки, и хорошо вооруженных моряках, готовых атаковать любое судно, которое попытается пройти, не войдя в Шривиджайю.

    В X веке правитель Шривиджайи строил за свой счет буддийские храмы в Китае и Индии. Это также говорит о его богатстве, получаемом за счет как торговли и таможни, так и местных ресурсов. В Шривиджйе выращивал сандал и камфору, а также добывал золото в размываемых берегах реки Муси.

    Как могла такая богатая цивилизация исчезнуть без следа? Вероятно, Шривиджайя состояла, в основном, из деревянных построек, и была выстроена вдоль берега реки, причем, частично на воде. Этот стиль «архитектуры водного мира» до сих пор встречается на некоторых реках Юго-Восточной Азии: дома, построенные на плотах, и ​​соединенные в своего рода плавучий город. По словам Кингсли, большая часть остатков строений Шривиджайи просто сгнили течение нескольких поколений. Свою роль сыграла и вулканическая активность на Суматре, похоронившая место, где стоял Шривиджайя, под слоем пепла.

    Musi River

    Фото: Getty Images

    Исчезновение Шривиджайи

    Признаки того, что река Муси может хранить секреты Шривиджайи, впервые проявились в 2011 году, когда строители начали выкапывать из Муси песок для крупных строительных проектов. Вместе с песком появились и артефакты, из-за чего многие местные рабочие и рыбаки подрабатывали ныряльщиками, используя шланги, прикрепленные к баллонам со сжатым воздухом, и исследуя дно реки железными прутьями. Этот метод часто приводил к повреждению более хрупких артефактов, таких как фарфор. Находки включали бронзовые статуи Будды, стеклянные бусы, штампы, используемые для печати слов на глине, и весы, которые, вероятно, использовались торговцами.

    Согласно австралийскому отчету 2019 года, в период с 2011 по 2015 год на рынке антиквариата в Джакарте появилось огромное количество артефактов, вероятно, относящихся к периоду расцвета Шривиджайи; предметы с меньшей коммерческой ценностью продавались в окрестностях Палембанга. Продажи в больших масштабах продолжаются и в настоящее время.

    Продажа предметов по частям лишает их контекста, что затрудняет их изучение. Но из-за отсутствия систематических усилий ученых или правительства по защите памятника некоторые артефакты были скуплены коллекционерами, которые пытались сохранить их вместе. Австралийский отчет за 2019 год посвящен коллекции керамики австралийской пары Даррелл Джон Китченер и Хени Кустиарсих. Керамика рассказывает историю тесных связей с Китаем: китайская керамика, найденная в реке, датируется от 800-х до 1800-х годов.

    По словам Кингсли, существуют серьезные препятствия на пути организации систематических раскопок на реке Муси. Индонезия подверглась критике со стороны международного сообщества в начале 2000-х годов, после того, как были обнаружены и проданы артефакты двух крупных кораблекрушений IX и X веков. Первые, т.н «обломки Белитунг», обнаруженные в 1998 году, благополучно попали в руки Музея азиатских цивилизаций в Сингапуре, но артефакты от второго, известного как «обломки Чиребона», были выставлены на аукцион правительством Индонезии. Встревоженные археологи призвали сохранить артефакты вместе. В ответ на негативную реакцию правительство оставило около 10% артефактов и ввело мораторий на подводную археологию в 2010 году. Но никто не уверен, сколько из этих сохраненных артефактов все еще находится в стране.

    Мораторий и общая нехватка ресурсов, предназначенных для сохранения культурного наследия в Индонезии, означает, что официальное археологическое исследование в Муси будет трудным. К сожалению, мораторий не защитил артефакты реки Муси.

    «Рыбаки не прекращают ловить рыбу и не перестают искать артефакты на продажу под прикрытием этого занятия», — пишет Кингсли. «Только сейчас они уже не будут сообщать властям о находках. Подводная археология не исчезла – она просто ушла в подполье, а черный рынок процветает». 

    По словам Кингсли, для правительства или богатого коллекционера еще не поздно вмешаться и скупить артефакты для музейной экспозиции, сохранив для всех последние остатки исчезнувшего мира богатства и роскоши.

    «Это последняя великая затерянная цивилизация, о которой никто не слышал», — сказал Кингсли. «Нужно спасти ее от забвения».

    На острове Алор в Индонезии археологи из Австралийского Национального университета обнаружили редкое детское захоронение, возраст которого составляет 8000 лет.

    По материалам Live Science

    Читайте также:

    На Бали макаки грабят и шантажируют туристов

    В пещере на индонезийском острове найдены останки человека неизвестного ранее вида