• Европейское космическое агентство отправит миссию на Венеру вслед за NASA. С чего такой ажиотаж?.Вокруг Света. Украина
    Фото: EnVision
    Технологии
    Пятница, 11 июня 2021

ESA заявило о новой венерианской миссии через неделю после того, как NASA сообщило о двух своих венерианских проектах.

Три миссии дополнят друг друга и будут сотрудничать в вопросе размещения оборудования. Запуск американских миссий NASA к Венере планируется на конец 2020-х годов, тогда как европейская миссия Envision должна стартовать примерно в 2034/35 гг..

Космические миссии к Венере начались еще в 60-х годах прошлого века, и почти все посадки на Венеру для исследования грунта и вхождения в атмосферу были осуществлены советскими космическими аппаратами, кроме одной успешной посадки американского модуля. После 1978 года космические аппараты США проводили исследования Венеры только на пути к другим объектам. Европейское космическое агентство запустило спутник Венеры в 2005, и на этом все.

Почему крупнейшие космические агентства снова начали подготовку венерианских миссий после долгого перерыва? Интерес к Венере возрос недавно после того, как наблюдения с помощью телескопов обнаружили фосфин в облаках Венеры. Это химическое вещество может иметь биологическое происхождение, так что все заговорили о поисках жизни на Венере.

И хотя дальнейшие наблюдения снизили уверенность ученых насчет фосфина, интерес к Венере остался. Венера — ближайшая к нам планета, она практически такого же размера, как Земля (радиус Венеры всего на 5% меньше), и массы почти совпадают. При этом у нее совершенно иной состав атмосферы, температура на поверхности 450 C, а давление в 90 раз больше, чем на Земле.

Три миссии — американские и европейская — будут изучать географию и геологию Венеры. В частности, европейский венерианский зонд займется изучением того, что называют “тессеры”. Это сильно выделяющиеся участки венерианского рельефа: поднятые над остальной местностью и сильно пересеченные. Зонд Envision изучит их состав. Если они состоят из базальта, значит, тессеры образовались в результате извержений магмы. Если в их основе гранит, это значит, что на каком-то этапе истории в мантии Венеры содержалась вода, поскольку для образования гранита вода необходима.

Envision будет использовать радар, который способен проникать сквозь густые облака и отображать элементы поверхности с разрешением до 10 м на пиксель; другой радар способен “видеть” подземные объекты на глубине до километра.

остальные инструменты — спектрометры, которые будут отслеживать различные газы в  атмосфере Венеры.

Миссия также позволит отследить активность вулканов — их на Венере сотни тысяч, это показали прежние миссии, но неизвестно, какие из них активны в данный момент. Новые потоки лавы — доказательство активности.

“Венера — наш единственный сосед размером с Землю, и все же она максимально от нас отличается, — говорит профессор Ричард Гэйл из Лондонского университета, один из ведущих ученых миссии Envision. — EnVision исследует связи между своей атмосферой, поверхностью и внутренним составом планеты, чтобы выяснить, почему Венера настолько отличается от Земли».

Собственно, задача всех космических миссий — найти обитаемые планеты или планеты, пригодные для обитания, с условиями, подобными Земле. В последние годы открыто множество планет земной группы в других звездных системах, и их обитаемость — вопрос очнеь актуальный. Изучение Венеры даст ключ к лучшему пониманию не только устройства Солнечной системы, но и того того, как вообще формируются и стареют подобные планеты.