• Храм Гроба Господня: тысячелетнее обещание мира.Вокруг Света. Украина
    Фото: shutterstock
    Купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме
    Традиции
    Суббота, 15 апреля 2017

    Храм Гроба Господня: тысячелетнее обещание мира

    Две мусульманские семьи хранят ключи от дверей святейшей церкви Иерусалима, что позволяет сохранять мир между тремя враждующими христианскими конфессиями.

     

    Воскресным утром Адииб Джавад Джудех аль-Хусейни (Adeeb Jawad Joudeh Al Husseini) сидел на скамейке внутри у единственного общественного входа в Храм Гроба Господня в Иерусалиме, пишет в своей статье автор BBC Сара Тос Стаб.

    Дверной проем в основанную в IV веке церковь — именно то место, где 53-летний мусульманин провел большую часть своей жизни. Его отец, дед и десятки поколений предков также посвятил большую часть своей жизни сидению на этой скамейке. Находясь здесь, они охраняют церковь, где, по преданию, находится могила Иисуса, утверждает аль-Хусейни, доставая железный ключ длинной 20 см из внутреннего кармана своего кожаного пиджака.

    Фото: Sara Toth Stub

    Фото: Sara Toth Stub

    Этот ключ единственный, которым можно открыть внушительные деревянные двери церкви. По словам аль-Хусейни, обязанность хранить ключ была дана его семье султаном Саладином, который в 1187 году «забрал» Иерусалим у крестоносцев — это был один из множества эпизодов в истории, когда контроль над Иерусалимом переходил между иудеями, христианами и мусульманами. Таким шагом Саладин хотел уберечь церковь от вреда, который ей могли нанести его собратья-мусульмане, как это произошло в 1009 году, когда халиф аль-Хаким приказал сжечь ряд церквей на Святой Земле, включая Храм Гроба Господня. (Позднее, в 1128 году, сын аль-Хакима одобрил восстановление церкви).

    «Поэтому Саладин дал нашей семье ключ для защиты церкви, — сказал аль-Хусейни. — Для нашей семьи это большая честь. И это честь не только для нашей семьи, но и для всех мусульман».

    Члены семьи аль-Хусейни вместе с членами другой мусульманской семьи, Нусейбе (Nuseibehs), стали частью сложной ткани церкви Гроба Господня. В настоящее время Храм используется шестью различными древними церквями — Римско-католической, Греческой православной, Армянской православной, Сирийской православной, Эфиопской православной и Коптской православной – монахи каждой из которой живут в храме. На протяжении истории отношения между религиозными общинами были напряженными, иногда переходящими в насилие. Вечным камнем преткновения является распределение контроля над различными частями церкви. По сей день Османский декрет XIX века пытается снять напряженность, заявляя, что контроль каждой церкви распространяется на помещения в здании, которые они контролировали в 1853 году, когда был издан указ.

    Каждое утро при открытии дверей церкви в 4 часа утра, которое стало церемониальным актом сотрудничества, присутствуют члены этих двух семей или назначенные ими представители. Мусульманин открывает замок и одну из дверей, после чего священник Римско-католической, Греческой православной или Армянской православной церкви, которые выполняют эту роль по очереди, открывает другую дверь изнутри, в то время как духовенство из других конфессий наблюдают за процессом. В 7 часов вечера при закрытии церкви происходит то же самое, но в обратном порядке.

    Фото: shutterstock

    Открытие дверей в Храм

    Фото: shutterstock

    Туристы и паломники, приезжающие сюда, чтобы поцеловать каменную плиту, которую считают местом, где тело Иисуса было омыто перед погребением и перенесением в пещеру, проходят мимо этих мусульманских стражей, которые сидят на скамейке большую часть дня. Историки не могут определить, как долго исполняется эта роль привратников, но они также не предпринимали серьезных попыток опровергнуть эту традицию — большинство считают эту традицию центральным элементом повседневной деятельности церкви.

    «Это похоже на другие церковные правила, это традиция, — сказал Раймонд Коэн (Raymond Cohen), почетный профессор международных отношений Еврейского университета в Иерусалиме, который изучал церковь и написал книгу « Спасти Храм Гроба Господня». — Я думаю, что это действительно одна из изюминок Иерусалима».

    Фото: shutterstock

    Православная процессия во время открытия дверей в Храм

    Фото: shutterstock

    В то время как семья аль-Хусейни сохраняет ключ, семья Нусейбе осуществляет физическую работу по открытию и закрытию дверей церкви – обязанность, которую они исполняют с 637 года, когда халиф Омар впервые принес ислам в Иерусалим, объясняет 67-летний Ваджих Нусейбе, который сидит на скамейке рядом с аль-Хусейни.

    «Наша семья впервые прибыла в Иерусалим с Омаром, и с тех пор ей было поручено защитить церковь от вандалов», — сказал Нусейбе, вручая мне свою визитную карточку, в которой говорится, что он «Хранитель и привратник Храма Гроба Господня».

    Но аль-Хусейни настаивает на том, что семья Нусейбе появилась позже.

    «Это неверно, что говорит Нусейбе, — сказал аль-Хусейни, добавив, что вскоре после того, как его семья получила ключи от Саладина в 1187 году, они попросили семью Нусейбе открывать и закрывать дверь, что предполагало подъем по лестнице до замка, а семья аль-Хусейни продолжала оставаться держателем ключа. — Для нашей семьи не было почетно ходить вверх и вниз по лестницам, потому что мы были шейхами».

    Карточка аль-Хусейни утверждает, что он «Хранитель ключей от Храма Гроба Господня».

    Нусейбе улыбнулся версии аль-Хусейни, повторив свою версию, возвращаясь к Омару, который правил городом за более чем 500 лет до Саладина. Сидя рядом, они сказали, что это вопрос дружеских дебатов, по поводу которого они часто смеются.

    Фото: shutterstock

    Вход в Храм Гроба Господня

    Фото: shutterstock

    В дополнение к прихотям властей Иерусалима, в том числе взимаемым халифатами в течение сотни лет больших сумм денег с паломников за вход, церковь была раздираема внутренним конфликтом. На протяжении всей истории между конфессиями случались столкновения (иногда жестокие) за контроль над определенными частями церкви, а местные власти, особенно во времена Османской империи, часто участвовали в перераспределении прав и территорий внутри здания.

    Иногда эти разногласия даже угрожали разжечь конфликт между мировыми державами. В 1853 году Россия пригрозила вторгнуться в Турцию, если ее османское правительство, которое также контролировало Иерусалим, удовлетворит просьбу Франции отдать часть церкви, контролируемую Греческой православной церковью, католикам. Это привело к тому, что османский султан Абдул-Меджид I (Abdulmecid I) издал декрет о том, что больше не будет передачи имущества и прав внутри церкви.

    Сегодняшний так называемый статус-кво, который был наложен на конфессии, регулирует каждый аспект жизни церкви — от времени и длительности служб до языков мессы и маршрута процессий. Любое изменение в заведенных правилах сопряжено с риском разлада и насилия. Последним примером стала драка между духовенством Греческой православной и Армянской православной церквей в 2008 году, произошедшая по поводу маршрута шествия и приведшая к арестам. Деликатный вопрос сохранения статус-кво приводит к тому, что ремонт и реставрации в церкви происходят крайне редко, пояснил Коэн: «Сохранять мир – не простая задача».

    После десятилетий переговоров лидеры Римско-католической, Армянской и Греческой православных церквей недавно пришли к историческому соглашению о реставрации той части, которая считается гробницей Иисуса. Архитекторы уже давно предупреждали, что она находится на грани коллапса. Реставрация известной как «Эдикула» (Edicule) квадратной структуры, расположенной под главной ротондой церкви, началась в июне 2016 года. Это первые ремонтные работы в часовне над могилой за последние 200 лет, и первый значительный строительный проект в здании, после его восстановления в начале 1960-х годов.

    Фото: shutterstock

    Эдикула в Храме Гроба Господня

    Фото: shutterstock

    Но даже несмотря на то, что в последнее время у церквей получается лучше чем в прошлом сотрудничать, а также на помощь израильской полиции в поддержании порядка, привратники продолжают оставаться воплощением того, что давние традиции и участие посторонних людей определяли основной курс в истории священной гробницы.

    «Все здесь похоже на шерстяной свитер. Если вы начнете его распутывать, то все развалится на части», — резюмировал Коэн.

    В воскресенье вечером в 6:30, за полчаса до закрытия церкви, тишину в церкви пронзает громкий звон. Это Омара Сумрен выполнил ритуальный удар молотком, после чего закрыл одну из двойных дверей, готовясь к окончательному закрытию. Сумрен и его брат Ишмаэль работают от имени аль-Хусейни на протяжении 25 лет, открывая и закрывая двери, когда аль-Хусейни занят.

    Перед 7 часами вечера, когда последние посетители покидали церковь, Ишмаэль взял лестницу и вынес ее наружу. Два францисканца, одетые в традиционные коричневые платья с веревками, вместе с греческими и армянскими православными священниками, одетыми в черное, стояли у порога и наблюдали за каждым шагом. На этом ежедневном ритуале также присутствовал израильский полицейский в ермолке. Ишмаэль закрыл дверь, а затем поднялся по лестнице, чтобы закрыть верхний засов. Спустившись вниз, он сложил лестницу и передал ее через небольшой люк в двери священникам внутри церкви.

    Когда монахи остались на еще одну ночь в храме, Омар, которому доверил ключ аль-Хусейни, ушел в небольшую комнату поблизости от главного двора перед церковью. Каждую ночь один из людей, которому поручены «дверные» обязанности, спит неподалеку, чтобы утром осуществить регламентированное открытие двери.

    Перевод статьи Сары Тос Стаб, опубликованной на портале BBC

    Читайте также:

    Гробница Христа может разрушиться

    Храм Рождества Христова в Вифлееме

    Иерусалим оказался древнее, чем считалось ранее

    Загрузить еще