• Астрономы впервые зафиксировали гравитационный «гул» Вселенной.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Среда, 13 января 2021

Астрономы впервые зафиксировали гравитационный «гул» Вселенной

Два новых исследования могут закрыть старый спор о существовании «темной материи».

Темная материя — гипотетическое вещество, которое, якобы, взаимодействует с обычной материей только через гравитацию, но не излучает, не поглощает и не отражает свет. Она выполняет роль своего рода гравитационного «клея», удерживающего галактики вместе, и составляет, по разным оценкам от 27 до 95% всей материи во Вселенной. Идея темной материи, первоначально названной «пропавшей», была сформулирована в 1933 году, после того, как было обнаружено, что масса всех звезд в кластере галактик Кома составляет лишь около одного процента массы, необходимой для удержания галактик внутри скопления.

Но темная материя еще ни разу не была обнаружена. И, вот, международная команда исследователей, опубликовавшая статью в Astrophysical Journal,  предлагает свое объяснение этой неуловимости: темную материю не удается найти потому, что она не существует.

Использовав теорию Модифицированной Ньютоновской динамики (MOND), разработанную Мордехаем Милгромом более 30 лет назад, исследователи успешно интерпретировали с ее помощью наблюдаемые расхождения в орбитальных скоростях ряда звезд, расположенных в более чем 150 галактиках, для объяснения которых ранее привлекалась теория «темной материи». MOND учитывает «эффект внешнего поля» (EFE) — воздействие гравитационных волн от давно минувших событий, которые продолжают разбегаться по Вселенной. Воздействие EFE также хорошо объяснило эффекты замедления, обнаруженные при анализе 153 кривых вращения дисковых галактик. Таким образом, было подтверждено существование гравитационного «фона», имеющего сходное с электромагнитным фоном Вселенной происхождение

К аналогичным по смыслу выводам привела и другая работа, выполненная группой исследователей в рамках проекта NANOGrav (англ. North American Nanohertz Observatory for Gravitational Waves), занимающегося обнаружением гравитационных волн посредством наблюдения миллисекундных пульсаров с использованием радиотелескопов Грин-Бэнк, и, до недавнего времени, Аресибо.  Суть ее – в использовании радиоимпульсов, излучаемых пульсарами, для изменения искажений пространства-времени под воздействием гравитационного фона. Хотя эта публикация доступна пока только в качестве препринта, она уже процитирована более чем в 80 статьях.

Но сторонники теории темной материи пока не сдаются. Они предложили уточненные данные, согласно которым темная материя составляет 93% массы нашей Галактики