• Большое греческое путешествие: три дня в зимних Афинах.Вокруг Света. Украина
    Эрехтейон
    Блоги

    Большое греческое путешествие: три дня в зимних Афинах

    В январе, в межсезонье, мы за две недели объехали Пелопоннес и увидели почти все, что стоит увидеть, включая античную архитектуру, многочисленных котов и снег, который тут тоже есть. Но начали мы со столицы.

    Мы поехали вчетвером: наши друзья Аня и Марик, арендовавшие машину, и мы с Леной. Как герои польского сериала «Четыре танкиста и собака». Собаки, правда, не было, её заменяли греческие коты. Их тут немыслимое количество. Видимо, со времени Троянской войны коты в Греции не умирали, а только размножались, так что сейчас они заполнили все улицы, скверы и археологические развалины.

    Через и AirBNB и Booking.com заказали жильё в Афинах и в трех городах на Пелопоннесе: в Кипарисии, Гитио и Нафплио, чтобы оттуда совершать вылазки в другие места. В результате маршрут получился такой: Афины – Коринф — Микены – Кипарисия – Олимпия – Спарта – Мистра – Гитео – полуостров Мани – Монемвасия – Триполис – Нафплио – Эпидавр – Аргос. Сегодня публикуем первую часть — про Афины. 

    День первый: квартира у станции «Согласие»

    Из аэропорта в центр приехали на метро, оно тут очень простое и понятное, не как в Париже каком-нибудь, а как в Харькове или в Киеве. Узнал здесь, что «exit», выход – по гречески «эксодос». Это очень прикольно: эксодом называется последняя, завершающая часть древнегреческой трагедии, когда хор уходит со сцены.

    От станции Омония (“Согласие”) шли восемь минут по улицам Фемистокла и Солона, глаз ловил древних греков и надписи на почти кириллице. Это исторический центр города, маленькие улицы, застроенные сильно облезлыми домами, насколько я понимаю, конца XIX – середины ХХ веков без каких-либо поползновений на архитектурные красоты и со стенами, сплошь покрытыми граффити. Граффити по большей части левацкие: с символами анархистов и антифа и проклятиями по адресу НАТО и капитализма. Очень узкие тротуары, по которым можно идти только гуськом, дешевые кафе и книжные магазины.

    Квартира была прекрасная, большая, удобная и только что отремонтированная. При этом от дождей в комнате мок угол, домофон во всем доме не работал, с канализацией были проблемы (записка в туалете предупреждала о том, что в унитаз нельзя бросать туалетную бумагу), замок на двери подъезда ходил ходуном – и надо было приспособиться, чтоб открыть его. Впрочем, это не стало трудностью: всегда находился жилец, который, видя нас, гостеприимно распахивал дверь и приглашал войти. В подъезде был маленький лифт с кабиной без дверей и выходом в две стороны и огромное роскошное зеркало в фойе.

    День второй: Пракситель и полицейские кордоны

    С утра шел сильный дождь, поэтому пошли в Археологический музей. Он огромен и прекрасен: знаменитые статуи, вазопись, надгробные плиты, керамика и бронза. При этом гардероба нет, куртки приходится таскать с собой.

    Думал о том, насколько мужской культурой была греческая. Мускулистые торсы, мощные бицепсы, колени, прекрасные задницы, мощные гениталии. Необыкновенная забота о мужском теле и восхищение им.

    Женские тела только в одежде, тщательно закрытые. Сейчас прочел, что первым у них изображением обнаженного женского тела была Афродита Книдская Праксителя, это уже почти конец, середина IV века до н. э. Представляю, какой это было революцией. При этом у древних статуй, изображающих чудовищ: Сфингу, сирен — прекрасные женские лица.

    Образ греческой красоты во многом создан стихией: временем, дождями, песком, стиравшими краску. Самим грекам он был неизвестен: они статуи раскрашивали. Когда-то в мюнхенской Глиптотеке я видел реконструкцию, попытку восстановить первоначальный вид знаменитых статуй: они были пёстрыми, как китайские куклы. Но в том, что произошло с античной скульптурой, интересно не только исчезновении краски и белизна мрамора, — прикольна сама сюрреалистическая красота разрушенных тел и голов. Или вот статуя бога с головой, но без лица.

    Вообще время – главный авангардист. Считается, что только авангард ХХ века стал создавать и использовать пустоты, зияния в материале. В центре Роттердама стоит знаменитая скульптура Цадкина Разрушенный город – в память о старом Роттердаме, уничтоженном нацистскими бомбежками, — бронзовая фигура человека с рваной сквозной дырой в груди. Но вот в афинском музее есть статуя бога (или героя), который держит за загривок барана, прижимая его к своему бедру. При этом у статуи сохранилось плечо – и кисть руки, сжимающая загривок туши. Самой руки нет, вместо руки зияет пустота – и выглядит это очень выразительно.

    Когда вышли из музея, на улице увидели большой полицейский автобус. Возле него стоял здоровенный полицейский со щитом, к машине был прислонен еще длинный ряд щитов. На этот день была намечена забастовка, а во время забастовок тут положено драться с полицией.

    Дождь продолжался, поэтому на Акрополь в этот день решили не подниматься, любовались им снизу. Им и Агорой. У подножия Акрополя цепью тянутся ресторанчики и таверны, столики на улице под навесами, рядом со столиками жаровни: январь! Перед каждым заведением стоят зазывалы, ловят прохожих. В залах ресторанов можно курить. Не зря Байрон поехал умирать за греческую свободу!

    А все «археологические» места в Греции почему-то работают только до 15.00. Зимой во всяком случае.

    День третий: Акрополь, Агора и почетный караул

    С утра прохладно и ясно, пошли смотреть Акрополь.

    Акрополь

    От нашего дома до него ходьбы минут двадцать. Этот район отличается от нашего: граффити почти нет, старые, византийские, и новые церкви, улицы, мощеные выщербленными плитами. Иногда – деревья, растущие в ряд посреди улицы, южная зелень с жесткими листьями.

    На фоне — театр Диониса

    Очередь за билетами совсем небольшая: сейчас не сезон. Акрополь – это большая скала, поднимающаяся над городом. На склоне – театр Диониса, о котором я столько лет рассказываю своим ученикам в школе.

    Одеон

    Поднимаемся по тропе, она ведёт мимо Одеона, еще одного театра, построенного уже при римлянах и прекрасно сохранившегося.

    Пропилеи

    Еще немного выше – Пропилеи, а когда проходим сквозь них, видим – сразу – впереди и немного справа Парфенон во всей его ошеломительности, а чуть дальше и левее – нежный Эрехтейон.

    Парфенон

    С вершины открывается прекрасный вид на город с плоскими крышами, окруженный горами, и главное – на море, до которого от Афин около 10 километров.

    Вид с Акрополя

    Чуть в стороне – огромная каменюка: Ареопаг, где первый в мире суд присяжных судил Ореста.

    Агора

    Потом спустились с Акрополя и пошли смотреть Агору. По замечательной, кстати, улице, огибающей скалу, здешнему парковому променаду – с лотками, торгующими печеными каштанами и жареной кукурузой. Афинская агора — это то место, где родилась демократия. На Акрополе поклонялись богам.

    Агора

    Внизу, на Агоре, торговали и заключали сделки, тут же собиралось народное собрание и выступали ораторы, периклы – демосфены, заседал суд, и здесь же учили в своих школах и спорили философы. Тут, на открытом пространстве, где можно было встречаться и разговаривать, – и была жизнь полиса.

    Тоже Агора

    Я, признаться, представлял Агору небольшой площадью, типа рыночных площадей средневековых европейских городов. Оказалось, ничего подобного.

    Стоя (реконструкция)

    Это довольно большое пространство, где было построено много чего: храмы, общественные здания, театр, стояли стои (типичная для античной архитектуры галерея-портик,  с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон — Ред.), и проходила главная улица Афин, улица торжественной процессии во время Панафиней, главного афинского праздника.

    Гефестион на Агоре

    Сохранилось немного: Гефестион, большой и длинный храм, остатки нескольких статуй, театра, торжественная арка и фундаменты, фундаменты. В общем, перед приездом сюда нужно почитать побольше и включать воображение. Среди античных развалин стоит маленькая и удивительно красивая византийская церковь 1000-го года.

    Потом еще погуляли по городу и пошли на Синтагму, центральную площадь Афин, смотреть один из главных здешних аттракционов: смену почетного караула перед могилой Неизвестного солдата. Это необыкновенно длинный и сложно устроенный замедленный балет, в котором участвуют эвзоны, гренадеры Президентской гвардии в красных шапках с длиннющей черной кистью, белых чулках и ботинках с большими черными помпонами.

    Фото: Shutterstock

    Приняв пост, они, вытянувшись и замерев, неподвижно стоят на холоде и пронизывающем ветру. Один момент резанул: когда трое сменяющих примаршировали к месту, к ним подошли два мужика из службы безопасности и на глазах у всех тщательно их обыскали. Это было очень грустно. Никаких сантиментов, бдительность превыше всего, даже самые отобранные, вернейшие из верных могут оказаться предателями и террористами. Такое вот веяние новых времен. Надо полагать, самих проверяющих тоже перед выходом на дело кто-то обыскивает.

    Вечером мы купили греческую анисовую водку Ouzo. Гадость страшная. Оставили в холодильнике следующим постояльцам. Завтра берем машину и двинем на Пелопоннес.

    Продолжение следует

    Все фото автора (кроме подписанного Shutterstock).

    Читайте также:

    Бильбао: город, который построил хороший мэр

    Вокруг Бильбао: тихое метро, пустынные пляжи, забавные памятники

    Как мне на «грецкие орехи дали». О Греции, людях, пляжах и еде

    Загрузить еще