• Черновцы зимой с детьми: что понравится путешественникам школьного возраста.Вокруг Света. Украина
    Черновцы зимой с детьми: что понравится путешественникам школьного возраста
    Вокруг Cвета

    Черновцы зимой с детьми: что понравится путешественникам школьного возраста

    Тот, кто привык к жизни возле батареи, которая, несмотря на газовый кризис, шпарит так, будто за окном минус десять, а не плюс один, - долго в зимней крепости не продержится. Максимум – минут сорок. А потом отступит в кафе.

    Поезд Харьков-Черновцы ползет до станции назначения 24 часа, делая крюк через Львов и Ивано-Франковск. Выходит, в течение суток мы побывали во всех модных городах Украины, включая Полтаву и Киев (правда, только на вокзалах).

    Местный таксист по дороге от вокзала рассказывал о сыне, который уже 20 лет живет в Харькове, окончив то ли медицинский, то ли железнодорожный институт. За этеми родственными воспоминаниями заблудился в паутине улочек старого города. И вместо 5-7 минут (2,4 км по навигатору) вез нас полчаса, останавливаясь, чтобы переспросить, куда ехать, у прохожих.

    Под конец поездки ненавязчиво предложил свои услуги гида. «Звоните, довезу, куда надо, хоть и в Хотин». Ага-ага. После таких скитаний хотелось перефразировать анекдот: «А вы точно таксист?»

    Достопримечательности Черновцов: университет и музеи

    До изюминки города — Черновицкого национального университета — мы без приключений добрались пешком. В путеводителях этот объект наследия ЮНЕСКО называют «украинским Хогвартсом». «Гарри Поттера» я не читала и не смотрела, но здание действительно магическое. Даже сложно представить, что сюда каждый день приходят обычные студенты и спят на парах.

    Среди известных выпускников – Назарий Яремчук (географический факультет) и Арсений Яценюк (юридический факультет).

    Черновцы

    На экскурсию заранее регистрироваться не нужно, каждый час выходит экскурсовод и забирает желающих.

    — На одну студентку приходится 0,67 студента, — привел демографическую статистику экскурсовод в забавной высокой шапке. По залам университета он водил нас 45 минут, а потом можно было свободно гулять по улице. Но когда этот «плюс один» чувствуется как «минус пять» и смеркается в четыре дня, не очень-то разгуляешься.

    Дальше мы гуляли по пешеходной улице Ольги Кобылянской и наткнулись на Черновицкий областной краеведческий музей.

    – Дети, – говорю, – давайте зайдем. Потому что там интересно и тепло.

    — Не такие уж мы и дети, — напомнили они. Но с пунктом о «тепле» согласились. Вышло еще и бесплатно, потому что оказалось, что каждый второй вторник месяца в музее — День открытых дверей. А тогда был именно такой вторник.

    Занимает музей два этажа. Первые несколько экспозиций посвящены фауне и флоре региона.

    — Вы ж фотографируйте! — настаивали музейные смотрительницы – Пусть ваша девочка станет рядом с оленем или с мишкой!

    Однако девочка (Леся) рядом с мишкой фотографироваться отказалась. Но когда дело дошло до Австро-Венгрии, девушкам пришлось быть вежливыми и попозировать под портретами Франца Иосифа и жены его Сисси.

    Кроме портрета, в музее имеется и кровать цесаря, которую сделали по случаю визита императора в Черновцы в 1908 году. Правда, монарх тогда не приехал, и на эксклюзивной (хотя, по-моему, узенькой) кроватке так никто и не спал. Из уникальной мебели есть еще похоже на трон кресло митрополита Буковины и Далмации, которое успело поработать по назначению.

    Австро-венгерскую экспозицию можно рассматривать вечно. Интерьеры, посуда, наряды барышень для прогулок по улице Панской (теперь Ольги Кобылянской), велосипед «гран-би» с огромным передним колесом, музыкальная  шкатулка, сыгравшая нам чардаш…
    Но и другие эпохи представлены подробно, просто без такой концентрации изысканных предметов быта. За два часа мы пробежались от палеолита к современности, наслаждаясь прицельным вниманием сотрудников, потому что других посетителей не было. Короче говоря, удачно зашли!

    В самый туманный день пребывания в Черновцах посетили Музей народного быта и архитектуры под открытым небом.

    Пешком от центра — 4 км. Но виды по дороге не очень: стихийный рынок, кладбище, военная часть за высоким забором и колючей проволокой, оживленная трасса. Лучше сразу садиться на троллейбус и гулять уже на свежем воздухе между избушками.

    Территория достаточно компактная, людей традиционно почти не было.

    О троллейбусах. Они в Черновцах хоть и старые, но рассчитаться можно картой, причем цена будет ниже (4 грн против 5 грн за наличные у кондуктора). Мелочь, но удобно и приятно. Не нужно как в Харькове отдельно покупать e-ticket, который к тому же не предоставляет никаких скидок.

    Две твердыни

    На следующий день мы подорвались в полседьмого утра. Во-первых, в знак солидарности со школьниками Украины, у которых закончились каникулы. Во-вторых, чтобы успеть осмотреть две крепости – Каменец-Подольскую и Хотинскую – полагаясь на общественный транспорт.

    Девочки сначала сочувствовали одноклассникам:

    – Бедные, у них сейчас алгебра…

    Но очень скоро, кажется, начали им завидовать, потому что те сидели в теплых кабинетах, а не дубели от холода, изучая чудеса Украины «в полях».

    Я, конечно, была в обеих крепостях, но давно, летом и на личном транспорте (автомобиль или велосипед). Зимой, когда брусчатка покрыта льдом, а от пронзительного ветра можно спрятаться разве что в сыром подземелье под вывеской «Петушка» — это совсем другой дзен. Чувствуешь каждой костью, как несладко приходилось жителям тех сказочных «винтерфеллов».

    Проверено на собственном опыте! Человек, привыкший к жизни возле батареи, которая, несмотря на газовый кризис, шпарит так, будто за окном минус десять, а не плюс один, долго в зимней крепости не продержится. Максимум – минут сорок. А потом отступит в кафе. Или малодушно вызовет такси: «Заберите-нас-отсюда!»

    Отдельно вспомню город Хотин. Выходишь ты на автостанции с целью быстро прогуляться в крепость и поехать домой — в Черновцы. Но оказывается, что автостанция не работает, а расписание, приклеенное к закрытой двери, не соответствует действительности.

    — Штат сократили, осталась одна женщина, так решила на работу не ходить. Зачем? – рассказали местные. — Когда нужно спросить об автобусе, мы ей просто звоним, да и все.

    От автостанции до крепости — где-то три километра. По дороге встретилось несколько нотариальных контор и сервисов «Все для похорон». А вот с кафе и туалетами — беда-беда. Услуги для туристов в виде глинтвейна и сувениров начались за шлагбаумом возле крепости. Под воротами нас встретил серый котик, который и сопровождал нас дальше, как гид.

    Обратно взяли такси, чтобы немного согреться и успеть на автобус, который «кажется, должен быть в четыре, если его не отменили».

    — Так автостанцию ​​когда-нибудь откроют? — с надеждой спросила я водителя.

    – Пожалуй, нет, – ответил он. — У нас, если уж что-то закрыли, то снова не открывают.

    Автобус на четыре все-таки был и наш экстрим-тур кончился, можно сказать, счастливо. А вообще, все не так страшно, как я написала. Говорю же, зимой средневековые башни особенно прекрасны в своей окоченевшей строгости. Просто кому-то нужно теплее одеваться!

    Читайте также:

    Маленькие города — большие впечатления: куда поехать на уикенд в Украине

    «Пьяная церковь» в Черновцах

    Топ-5 объектов ЮНЕСКО в Украине