• Неандертальцы были опытными дайверами.Вокруг Света. Украина
    Фото: Villa et al
    Четверг, 16 января 2020

Неандертальцы были опытными дайверами

Древние родственники людей ныряли в воды Средиземного моря, чтобы собрать раковины моллюсков.

В 1949 году археологи, работавшие в древней пещере в нескольких метрах от пляжа региона Лацио в центральной Италии — откопали несколько десятков ракушек, которые неандертальцы превратили в острые орудия примерно 90 000 лет назад.

Теперь команда во главе с Паолой Вилья из Университета Колорадо в Боулдере раскрыла новые секреты этих давних открытий. В новом исследовании она и ее коллеги сообщают, что неандертальцы не только собирали раковины, которые лежали на пляже. Они глубоко ныряли, чтобы найти идеальные раковины для своих нужд.

По словам Вилья, неандертальцы могли иметь гораздо более тесную связь с морем, чем думали многие ученые. «То, что они эксплуатировали морские ресурсы, было известно. Но до недавнего времени никто не обращал на это особого внимания», — сказала Вилья.

При раскопках пещеры в 1949 году было обнаружено 171 орудие с раковинами, все раковины принадлежали местному виду моллюсков Callista chione. Вилья объяснила, что древние люди использовали каменные молотки, чтобы расколоть эти раковины, образуя режущие кромки, которые долгое время оставались тонкими и острыми.

Вилья и ее коллеги познакомились с этими инструментами поближе. Оказалось, что почти три четверти орудий слегка истерлись снаружи, как будто они были отшлифованы с течением времени. Такие следы можно увидеть на раковинах, найденных на песчаном пляже. У остальных раковин была блестящая, гладкая внешность. Эти раковины также были немного больше, вероятно, они были собраны с морского дна еще живыми. «Вполне возможно, что неандертальцы собирали раковины на глубине от 2 до 4 метров», — сказала Вилья.

Результаты нового исследования еще раз подтверждают, что неандертальцы были весьма гибкими и творческими,  что сильно контрастирует с представлением о них в массовой культуре.  «Неандертальцы не просто охотились на крупных млекопитающих. Они также занимались пресноводной рыбалкой и даже дайвингом», — подчеркнула Паола Вилья.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», неандертальцы строили корабли. Международная исследовательская группа во главе с учеными из Университета МакМастера раскопала в Греции доказательства того, что остров Наксос был заселен по крайней мере 200 000 лет назад.