• Дети архаичных людей умели пользоваться зубочистками.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Среда, 18 августа 2021

Дети архаичных людей умели пользоваться зубочистками

Испанские антропологи проанализировали эмаль коренных и молочных зубов восьми неандертальских и кроманьонских детей, живших между 49 и 12 тысячами лет назад в Кантабрии.

Износ эмали зубов у древних людей на протяжении многих лет исследуется палеоантропологами. Так, ученые обнаружили, что использование зубочисток оказалось древнейшей человеческой привычкой, связанной с гигиеной полости рта, свидетельства которой найдены не только у неандертальцев и кроманьонцев, но и у более архаичных людей. По всей видимости, для гигиены древние люди использовали предметы из жестких, но тонких материалов, например, кость, дерево или стебли растений. Применение таких зубочисток приводило к образованию на мезиальной и дистальной поверхностях легко узнаваемых бороздок.

Палеоантропологи считают, что износ зубов неандертальцев и предков современных людей часто демонстрирует их применение в нежевательных целях. Это предполагает, что древние люди использовали передние зубы в качестве «третьей руки», например, чтобы держать мясо или шкуру, дабы отрезать от них кусок каменным инструментом. Ученые не исключают, что зубы активно использовались также для изготовления самих орудий труда или размягчения древесины. Стоит отметить, что следы нежевательного применения зубов и использования зубочисток до сих пор находили лишь у взрослых.

Альмудена Эстальррич и Ана Марин-Арройо из Кантабрийского университета провели анализ не связанного с жеванием использования зубов восьми неандертальских и кроманьонских детей из Северной Испании, относящихся к мустьерской, граветтской и мадленской культурам (49–12 тысяч лет назад). В общей сложности исследователи изучили 12 зубов, которые принадлежали детям возрастом от 1,5 до 11 лет со стоянок Санта-Каталина, Тито Бустильо, Лас-Кальдас, Эль-Кастильо и Акслор.

Результаты исследования показали, что сколотая эмаль — это единственный признак, присутствующий на всех образцах, который появляется даже на молочных зубах как у неандертальцев, так и у кроманьонцев. Бороздки, возникшие от чистки зубов были обнаружены у детей неандертальцев со стоянки Акслор и современных людей из Санта-Каталины и Тито Бустильо. Это указывает на то, что гигиена зубов была обычной практикой, для чего, вероятно, использовались стебли растений. На образцах из Эль-Кастильо и Акслора исследователи обнаружили свидетельства употребления в пищу продуктов, в которых содержался абразивный материал, например, песок.

Ученые отметили, что у маленьких детей и подростков, зубы которых были проанализированы, наблюдались схожие особенности износа эмали, что и у взрослых Homo sapiens и Homo neanderthalensis. Характеристики не жевательного износа эмали зубов позволили предположить, что дети могли обучаться профессиональным навыкам. Возможно, продолжительность этого процесса была схожей с наблюдаемой у современных охотников-собирателей, охватывая детство и юность. Так, сколы на зубах у индивидов из Акслора и Эль-Кастильо могли образоваться, когда дети манипулировали более твердыми предметами, нежели эмаль. В случае взрослых доказано, что передние зубы использовались при подготовке шкур для одежды или для исправления режущей кромки каменных инструментов.

По материалам N +1