• Неандертальцы cоблюдали гигиену полости рта: пользовались зубочистками.Вокруг Света. Украина
    Фото: Marcin Binkowski
    Среда, 17 марта 2021

Неандертальцы cоблюдали гигиену полости рта: пользовались зубочистками

Так утверждает международная команда палеонтологов из Польши, Италии, Великобритании и Германии. Она установила, что неандертальцы, жившие около 46 000 лет назад на юге современной Польши, заботились о гигиене зубов.

Изучая зубы, извлеченные из плейстоценовых слоев пещеры Стайня, группа под руководством доктора Виолетты Новачевской из Вроцлавского университета нашла характерные отметины. Это были следы от зубочистки – свидетельства примитивной стоматологической практики.

Палеонтологи не знают, из чего неандертальцы делали зубочистки: из веточек, костей животных или рыб. Но это были довольно твердые продолговатые предметы, которыми пользовались достаточно часто. Отсюда и четкие следы.

Образцы зубов принадлежали двум взрослым неандертальцам, которые, по нынешним меркам, умерли довольно рано. Один был старше 30 лет, другой – моложе 20.

Зубы были обнаружены 10 лет назад во время раскопок, проводимых под руководством доктора Миколая Урбановского. Однако проанализировать ископаемые образцы исследователи смогли только сейчас, благодаря современным технологиям.

Фото: Marcin Binkowski

Чтобы определить, принадлежали ли зубы нашему непосредственному предку (Homo sapiens) или ископаемому родственнику (Homo neanderthalensis), ученые оценили структуру коронки, толщину эмали, контур поверхности дентина и микротравмы поверхности коронки с помощью 2D- и 3D-анализа. Толщина эмали у неандертальцев меньше, чем у Homo Sapiens. Результаты указали на неандертальцев.

А чтобы окончательно убедиться в этом, доктор Матея Хайдиньяк из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) провела дополнительные тесты.

Образцы костей неандертальцев – редкие находки в Центральной и Восточной Европе.

Результаты исследования опубликовало издание Journal of Human Evolution.

Виртуальные модели зубов создал доктор Марчин Бинковский из Университета Силезии при технической поддержке Михала Вальчака и Мартины Чаи, а также профессоров Стефано Бенацци и Антонино Ваццана из Университета Болоньи.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», неандертальцы вымерли из-за секса с людьми.

По материалам Poland In и Express