• Почти как люди: неандертальцы и предки человека могли общаться на одном языке.Вокруг Света. Украина
    Фото: GettyImages
    Вторник, 2 марта 2021

Почти как люди: неандертальцы и предки человека могли общаться на одном языке

Палеонтологи совместно с биоинженерами ответили на вопрос: разговаривали ли неандертальцы, могли ли воспринимать и воспроизводить человеческую речь.

И это означает, что неандертальцы и предки человека могли полноценно общаться не только жестами и  междометиями.

“Это один из центральных вопросов в исследованиях эволюции человека, поясняет соавтор исследования Хуан Луис Арсуага, профессор палеонтологии в Мадридском университете Комплутенсе. На протяжении десятилетий антропологи и лингвисты пытались понять, присутствовала ли человеческая форма общения, разговорный язык, у каких-либо других видов предков человека, особенно у неандертальцев”.

Ответ на вопрос, разговаривали ли неандертальцы, могли ли понимать и воспроизводить человеческую речь, искали через исследования слуха.

Все опиралось на компьютерную томографию высокого разрешения: были созданы трехмерные модели структуры уха Homo Sapiens и неандертальцев.

Собранные данные ученые ввели в программный модуль, над которым работали специалисты в области слуховой биоинженерии и который позволяет оценивать слуховые способности в диапазоне до 5 КГц (большая часть частотного диапазона звуков современной речи человека).

Данные, собранные на трехмерных моделях, были введены в программную модель, разработанную в области слуховой биоинженерии, для оценки слуховых способностей до 5 кГц, что охватывает большую часть частотного диапазона звуков современной речи человека. Кроме того, исследователи определили частотный диапазон максимальной чувствительности так называемую “полосу пропускания” акустических сигналов при устном общении.  Результаты показали, что неандертальцы слышали обращенную к ним человеческую речь и были способны ответить. И наверняка это были не только нейтральные разговоры “о погоде” но по крайней мере, это был полноценный диалог.

Любопытно, что ухо неандертальца обладало более широкой полосой пропускания по сравнению с древними людьми, чьи останки были обнаружены на раскопках в Атапуэрке и которые по этой характеристике больше походят на наших современников. Широкая полоса пропускания звука повышает эффективность общения и способность доносить четкое сообщение в кратчайшие сроки.

“Наличие схожих слуховых способностей, особенно полосы пропускания, — поясняет Мерседес Конде-Вальверде, профессор Университета Алькала в Испании, — демонстрирует, что у неандертальцев была собственная система связи. Не менее сложная и эффективная, чем современная человеческая речь”.

Еще один интересный нюанс — речь неандертальцев, похоже, содержала больше согласных, чем гласных звуков. “Большинство предыдущих исследований речевых способностей неандертальцев, — говорит профессор Куам, — ориентировались на способность воспроизводить в разговорной речи гласные — как в английском языке. Мы же отталкивались от идеи, что использование согласных гораздо важнее. Потому что это способ включить в голосовой сигнал больше информации”. Именно использование согласных звуков, отмечает специалист, отличает человеческую речь от коммуникации животных, в частности, других приматов.

Все это означает, что неандертальцы обладали способностью слышать звуки человеческой речи и воспроизводить их. А поскольку в местах раскопок обнаруживаются археологические свидетельства все более сложных моделей поведения (изготовление каменных орудий, приручение огня, ритуальные практики), можно говорить о чем-то вроде параллельной или совместной эволюции по мере появления все более сложных форм поведения и повышения эффективности голосового общения.

Этот вывод вполне согласуется с выводом другого исследования: анализ зубов неандертальцев показал , что они скрещивались с людьми современного типа. И это логично, раз неандертальцы и предки современных людей жили по соседству и общались.

По материалам: Heritagedaily