Среди археологических памятников инков, которыми изобилует Перу, ни один не привлекает столько же туристов, сколько знаменитый город Мачу-Пикчу. В 2017 году количество посетителей превысило 1,5 миллиона, что почти вдвое больше предела, рекомендованного ЮНЕСКО. Туризм подобных масштабов угрожает хрупким руинам и местной экологии.
В таких условиях началась работа по расчистке площадки для многомиллиардного международного аэропорта, который даст возможность доставлять туристов намного ближе к Мачу-Пикчу. Бульдозеры уже счищают миллионы тонн земли в Чинчеро — живописном городе инков на высоте около 3800 метров над уровнем моря.
Город являлся воротами в Священную долину инков. Этот район когда-то был центром цивилизации, простирающейся от современной Колумбии до Аргентины, а в 15 веке — крупнейшей в мире империи.
Неудивительно, что строительство вызвало сильное возмущение. Наталья Майлуф, перуанский искусствовед из Кембриджского университета, которая организовала сбор подписей против строительства нового аэропорта, говорит, что размещение аэропорта в Чинчеро разрушит созданный инками ландшафт. Петиция призывает президента Перу Мартина Вискарра пересмотреть или перенести аэропорт из Чинчеро.
Как туристы добираются в Мачу-Пикчу сейчас
В настоящее время большинство посетителей долины прибывают через аэропорт Куско, который имеет только одну взлетно-посадочную полосу и принимает только узкопрофильные самолеты на промежуточных рейсах из столицы Перу, Лимы, и соседних городов, таких как Ла-Пас в Боливии.
Новый аэропорт позволит осуществлять прямые рейсы из крупных городов через Латинскую Америку и США. Компании из Южной Кореи и Канады уже стоят в очереди для участия в торгах на строительство.
В чем опасность нового аэропорта
Критики говорят, что самолеты будут проходить низко над близлежащим городом Ольянтайтамбо и его археологическим парком площадью 348 кв. км, что приведет к повреждениям руин инков. Другие беспокоятся, что строительство приведет к истощению водораздела озера Пиурей, от которого зависит почти половина водных ресурсов Куско.
Чинчеро был построен шесть веков назад как поместье для правителя инков Тупака Инка Юпанки, и он невероятно хорошо сохранился. Местная экономика зиждется на сельском хозяйстве и туризме, но даже те, кто полагается на последнее, опасаются планов по строительству аэропорта. Жители беспокоятся о нарушении их спокойствия, о шуме, загрязнении воздуха, возможных болезнях и преступлениях.
Тем не менее, как заявил заявил в прошлом месяце министр финансов Перу Карлос Олива: «Этот аэропорт будет построен как можно скорее, потому что он очень необходим городу Куско». Он добавил, что существует ряд технических исследований в поддержку строительства аэропорта.
Многие местные жители хотят занять обещанные 2500 рабочих мест на стройках, а другие получили выгоду от продажи земли: Янакона, одна из трех коренных общин Чинчеро, продала практически всю свою землю государству примерно за 35 миллионов долларов.
«Туристическая инфраструктура Куско находится на пределе своих возможностей», — говорит Марк Райс, автор книги «Создание Мачу-Пикчу: политика туризма в Перу двадцатого века». Стремясь справиться с растущим числом посетителей, власти Перу ужесточили требования к входу на площадку Мачу-Пикчу, ограничив посещения утренними и дневными сеансами после того, как ЮНЕСКО пригрозила включить Мачу-Пикчу в список объектов всемирного наследия, находящихся в опасности.
А пока в проект аэропорта в Чинчеро в срочном порядке добавляются новые дома и отели в ожидании всплеска туризма.
По материалам The Guardian
Читайте также:
Залиште у спокої моаї: туризм руйнує острів Пасхи
Мачу-Пикчу вводит новые правила посещения, чтобы справиться с толпами туристов
6 альтернатив популярным туристическим местам