Итак, вы открыли принесенный бортпроводником контейнер, а там… нечто совершенно неаппетитное. Не спешите винить во всем повара – скорее всего, дело в конструкции самолета.
Все блюда разогревают
Сам характер путешествий по воздуху, а также устройство самолета и необходимость адаптировать его к большим высотам делают процесс приготовления еды намного более сложным.
Нахождение на высоте предполагает наличие технических ограничений, из-за которых намного проще разогреть готовую еду, а не пытаться приготовить что-то с нуля, особенно учитывая то, что в салоне самолета сжатый воздух.
Несмотря на то, что самолеты летают на высоте около 12 км, давление может считаться комфортным только, когда воздушное судно находится на уровне 2–3 км. Хотя даже на таких сравнительно небольших высотах время приготовления пищи существенно увеличивается.
Но дело не только в трудностях приготовления – такое питание на борту удобнее во многих отношениях. Из различных горячих блюд в самолетах отдают предпочтение предварительно нарезанному разогретому мясу, обильно политому соусом – например, говядине по-бургундски. С одной стороны, соус нужен, чтобы еда не пересыхала в условиях сжатого воздуха. А во-вторых, и соус, и долгое время разогрева делают еду более мягкой. Это важно, учитывая, что в самолете столовые ножи либо не заострены, либо вовсе отсутствуют.
Больше пассажиров, больше самолеты, меньше внимания к индивидуальным заказам
До 1960-х годов, когда путешествия по воздуху еще не были столь популярны, среднее число пассажиров не превышало 50 человек, и у бортпроводников было достаточно времени, чтобы учесть предпочтения каждого из них. Так, например, раньше предлагали приготовленный на заказ омлет или кусок мяса, который отрезали прямо у вас на глазах.
Сегодня же пассажирские самолеты проектируют так, чтобы в них могло разместиться более 300 пассажиров. Поэтому у бортпроводников просто не хватает времени на то, чтобы собирать отдельный набор продуктов для каждого. Чтобы успеть обслужить всех, приходится раздавать заранее подготовленные контейнеры.
Огромного выбора блюд в настоящее время практически нигде нет. Но это не означает, что меню исчезли полностью. Их просто заменили на меню другого рода.
За последнее десятилетие количество развлечений, предлагаемых пассажирам обычного авиалайнера, увеличилось во много раз, что повлекло за собой изменения в конструкции сидений и салона.
Развлечения вместо еды
Пассажирам предлагают музыку, часто Wi-Fi и, что важнее всего, огромный выбор фильмов и ТВ-программ, которые можно смотреть на индивидуальных экранах, вмонтированных в сидения. Благодаря этому пассажиры стали уделять меньше внимания тому, как их кормят на борту, что позволило авиакомпаниям сократить расходы на питание.
«До 1990-х годов можно было посмотреть лишь один фильм, – говорит Гийом де Сион, профессор Колледжа Олбрайт, штат Пенсильвания, США, изучающий историю технологий, в особенности авиационных. – Однако затем пришло понимание, что если пассажирам будет из чего выбирать, они будут более довольными и терпеливыми».
Как изменения в конструкции самолетов влияют на бортовое меню
В первые дни воздушных перевозок у самолетов не было мощных двигателей, способных производить достаточно энергии для того, чтобы разогревать еду.
И пассажирам в большинстве случаев приходилось есть то, что можно было упаковать в коробки на земле (бутерброды или холодные закуски).
Затем размер самолетов стал увеличиваться, и в их конструкции начали предусматривать наличие функциональных кухонь для приготовления горячих блюд. Вначале многие компании, чтобы выделиться на фоне конкурентов, предлагали большие порции и еду лучшего качества. Но сегодня главным фактором конкуренции является стоимость билетов, поэтому, чтобы установить более выгодную цену, перевозчики отказываются от предоставления питания на борту.
«Сегодня авиакомпании перераспределяют свои расходы и оставляют за потребителями право выбирать, – говорит Боб ван дер Линден, куратор выставок Национального музея авиации и космонавтики США, посвященных воздушным перевозкам. – Так работает рынок. Это экономика, и ничего больше. После отмены регулирования в 1978 году авиакомпании могут конкурировать как им вздумается. Как оказалось, лучшее средство конкуренции – это низкая цена».
В поисках новых способов сократить бюджеты авиакомпании вновь прибегают к все тем же приготовленным на земле холодным закускам и бутербродам, с которых несколько десятилетий назад началось питание в самолетах.
«Мы возвращаемся к еде в коробках, с которой начали в США в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Это еда, которую легко транспортировать и которая не содержит скоропортящихся продуктов – фактически обед в коробке или сухой паек, – говорит ван дер Линден. – Можно сказать, что мы прошли полный цикл».
По материалам BBC.
Читайте также:
Как свет в самолете влияет на настроение пассажиров
Багаж в самолете: что и как перевозить (инфографика)
Почему у еды в самолете другой вкус?
Смешные истории из салона самолета