По всей Швеции, от Стокгольма до Мальмё, сотрудникам компаний предписывается регулярно отрываться от работы для участия в кофе-брейках, которые здесь больше напоминают мини-корпоративы, поскольку затеваются не только для того, чтобы члены коллектива перекусили, но и ради совместного отдыха и общения.
Для шведов фика – такая же естественная часть офисной повседневности, как и переписка по электронной почте или наладка принтера.
«[Фика] глубоко укоренена в нашей культуре, – говорит Маттс Йоханссон, учредитель Da Matteo, сети кофеен в городе Гётеборге. – Большинство шведов устраивает себе кофейные посиделки по несколько раз на дню, причем не только в течение рабочей недели, но и по выходным. Пьют кофе с домашней выпечкой и общаются. Это что-то вроде [коллективного] посещения паба, принятого в других странах».
В Швеции во многих компаниях регулярные перерывы на фику обязательны для всех сотрудников, и кофе раздается за счет фирмы. Но вот вопрос: выигрывают ли культивирующие эту традицию работодатели в плане производительности труда?
«Индекса кофеина» (назовем это так) пока не существует, по крайней мере официально утвержденного. Но Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) систематически публикует данные по производительности труда в мире. И по результатам проведенного ею в 2014 году анализа производительности в расчете на одного сотрудника в 38 странах Швеция заняла почетное 11-е место. Норвегия – еще один скандинавский кофехлеб – вышла на второе место, уступив лишь Люксембургу. Одержимые работой американцы оказались только четвертыми. А вот подолгу обедающие французы достигли в этом рейтинге седьмой позиции, оставив далеко позади себя Японию (20-е место) и Корею (30-е место), хотя обе эти страны славятся большей продолжительностью рабочей недели.
Фика шагает по миру
Традиция кофейных бесед – на работе и после – необычайно важна для шведов. Вот почему шведский мегабренд «Икеа» на своем сайте опубликовал пассаж следующего содержания: «Фика – это не обычный кофе-брейк; это время для отдыха и общения с коллегами. Самые удачные идеи и решения возникают именно во время фики».
В последнее время традиция кофе-брейков по-шведски стала активно распространяться далеко за пределами Скандинавии. Ныне многие представители корпоративного мира Нью-Йорка, Лондона и Сиднея предпочитают хлебнуть бодрящего напитка не как-нибудь на бегу, между делом, а «с чувством и толком» выпить чашечку-другую. Вместо подзарядки очередной порцией кофеина наспех они уже специально выкраивают в своем графике как минимум четверть часа на осмысленное кофепитие.
Шведский предприниматель Ларс Окерлунд построил на старой доброй традиции целую бизнес-империю. Он перебрался в Нью-Йорк в 2001 году и спустя пять лет открыл на Манхэттене, рядом с Центральным парком свое первое кафе под брендом FIKA. Теперь у него уже 17 работающих кофеен и еще две на подходе.
«Фика предполагает, что, даже если у вас 10 минут свободного времени, вы можете спокойно насладиться кофе с булочкой, сидя за столом, – рассказывает Окерлунд. – В Нью-Йорке все привыкли питаться на бегу. Но я решил, что, предложив людям что-нибудь по-настоящему вкусное, я мог бы отчасти поменять и их образ жизни, сделать его менее напряженным».
Фика проникает также и в Австралию. Уютный маленький уголок Швеции можно найти в двух шагах от сиднейского пляжа Мэнли. В 2013 году здесь открылось заведение под названием Fika Swedish Kitchen.
«Сначала мы обслуживали в основном шведских экспатов, – вспоминает его соучредитель Диана Чирилас. – Иногда и австралийцы заглядывали полюбопытствовать, с вопросом: «Шведское – это вообще о чем?» Некоторые посетители, принимая нас за швейцарцев, заходили за шоколадом…»
Меняя вкусы и представления
Однако отношение постепенно меняется, отмечает Диана. «Всё скандинавское нынче в моде: кинофильмы и телесериалы, дизайнерские магазины… И люди стали проявлять больше интереса».
Шведское кафе Bygga Bo в пригороде Лондона, Волтхэмстоу, выстроило вокруг фики новую культуру досуга. «Bygga Bo по-шведски значит «строить гнездо», а у меня фика ассоциируется с домашним уютом и релаксом», – говорит Малин Хэмилтон, открывшая заведение вместе со своим мужем Джеймсом, в 2013 году.
«Мы начали этот бизнес с того, что в своем собственном доме устроили что-то вроде забегаловки с кофе и пирогами. Это имело успех, и тогда мы решили сделать это своим основным занятием. Сейчас у нас имеется магазин шведских товаров, где мы продаем всего понемножку, включая керамику, свечи, одежду… Чтобы у людей была возможность, когда им захочется, почувствовать себя частью культуры «фика»».
Фика: как было раньше?
По традиции фика должна включать в себя семь пирогов домашнего приготовления. Но не чересчур ли это в условиях современного корпоративного существования, при котором приходится питаться на ходу и наспех?
«В старину надлежало отведать кусочек от семи разных пирогов, и среди тех, кто их испек, возникало своеобразное соревнование, в результате которого определялся лучший [кондитер], – объясняет Йоханссон. – Теперь масштаб уже не тот, но некоторые приверженцы традиции продолжают ей следовать. Все зависит от того, насколько вы амбициозны».
По материалам BBC Russian.
Читайте также:
Как казак научил Европу пить кофе
Что пьют в разных странах мира
«Я ехал в Швецию на несколько месяцев, но чувствовал, что уже никогда не вернусь»