Вторник, 27 августа 2019
Украинская начальная школа сейчас проходит через реформы, смещающие фокус на овладение навыками, а не дисциплинами, а также на повышение психологического комфорта учеников. В поисках успешных моделей среднего образования принято смотреть исключительно за границу.
Тем временем мировая педагогика адаптирует идеи украинских ученых. Начиная с Макаренко и заканчивая Сухомлинским. Последняя фамилия, труднопроизносимая для жителей Поднебесной, тем не менее знакома каждому учителю в Китае. И не только там. Василий Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук. Но вместо высоких должностей на государственном уровне 23 года проработал директором школы в городе Павлыш Кировоградской области. И попутно написал труды по педагогике, переведенные на 53 (!) языка. Знаменитая книга «Отдаю сердце детям» как раз основана на его опыте работы в школе. Сухомлинский писал, что забота об успехах в учебе начинается с того, как спит и что ест ребенок, сколько он бывает на свежем воздухе, какие сказки любит и что рисует. Он верил в воспитание цельной счастливой личности, а не в успеваемость. Вроде бы текущая реформа как раз об этом.
Выходит, что иногда стоит не только смотреть по сторонам, но и вспомнить собственные традиции? Не «списывать» нормативные документы у других, а спросить педагогов-энтузиастов, как сделать лучше, и разрешить им экспериментировать, учитывая вызовы времени. А затем превращать практику в новые теоретические нормативы. По крайней мере, Сухомлинский, создавая свои педагогические теории, действовал именно так.
Читайте также блоги Елены Миловидовой:
А вы тоже боитесь летать? Тогда мы идем к вам