• Ученые выяснили, почему людям нравится запах после дождя.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Вопрос-ответ
    Среда, 8 апреля 2020

Ученые выяснили, почему людям нравится запах после дождя

Петрикор - запах после дождя - исходит от органического соединения, известного как геосмин.

Землистый запах, который ощущается после дождя, называется петрикор. Он очень узнаваем и по какой-то причине нравится людям по всему миру. И не только людям. В новом исследовании ученые попытались разобраться, почему же некоторых животных так привлекает этот запах.

Петрикор исходит от органического соединения, известного как геосмин. Его вырабатывают микробы, в том числе бактерии рода Streptomyces, когда умирают.

Международная группа исследователей решила выяснить, привлекает ли запах еще каких-то животных, помимо людей. К примеру, членистоногих.

Как проходило исследование

Команда провела ряд экспериментов как в полевых условиях, так и в лаборатории. Ученые установили сеть ловушек, часть из них заполнили колониями Streptomyces coelicolor, а часть оставили в качестве контрольных. В результате они обнаружили, что бактерии привлекают мелких членистоногих, обитающих в лесах, — коллембол (или ногохвосток).

Но зачем бактерии прилагать столько усилий только для того, чтобы привлечь членистоногого, который в итоге ее съест? Казалось бы, выделять приятный запах в этом случае — не лучшая идея. Однако у Streptomyces есть план.

Бактерия во многих отношениях ведет себя как гриб. Когда она готова к размножению, то создает споры, благодаря которым новорожденные Streptomyces распространяются по большой территории. Однако им все равно нужен кто-то, кто поможет совершить это распространение.

Роль переносчика как раз и выполняют коллемболы. Они питаются колониями Streptomyces и распространяют их споры как через фекальные выделения, так и просто перенося на своем теле.

Таким образом, производство геосмина является неотъемлемой частью процесса споруляции, завершающего жизненный цикл бактерий Streptomyces. Для того, чтобы распространяться дальше, они выделяют запах, привлекающий животных, которые могли бы разнести на себе споры.

Так что когда почувствуете петрикор в следующий раз, задумайтесь, что этот запах знаменует завершение целого жизненного цикла.

Исследование было опубликовано в журнале «Nature».

Ранее «Вокруг света Украина» писал о том, почему людям так нравится запах скошенной травы. С химической точки зрения, этот классический запах газона представляет собой переносимую по воздуху смесь соединений на основе углерода. Их называют летучими зелеными веществами листьев, или GLV.