Какую цену приходится заплатить за покорение семитысячника? С чего начать тренировки, какое снаряжение необходимо и сколько оно может стоить? Как найти надежного гида для подъема на гору? Ради чего альпинисты-любители рискуют своим здоровьем и даже жизнью? В какой момент нужно остановиться и понять: все, дальше идти нельзя, несмотря на все потраченные усилия, время и деньги?
Все эти вопросы мы обсудили с Юрием Кручиным, украинским путешественником, альпинистом и предпринимателем, который в январе 2019 покорил высочайшую вершину Анд, гору Аконкагуа высотой 6962 м.
Юрий, вы совершили восхождение, которое не каждому под силу. Как вы на это отважились?
Да, гора серьезная, и всегда есть риски. Но в целом, когда есть цель, желание, ресурс, человек всегда может сделать то, что на первый взгляд кажется невозможным. Для начала нужна акклиматизация. Чтобы акклиматизироваться хорошо, ты около двух недель делаешь восхождение. К сожалению, половина нашей группы из 50 человек не дошла, потому что некоторые мои друзья шли впервые в горы.
Как понять, что человек в принципе может совершить такое восхождение?
Не поднявшись ни разу, не поймешь. Там в горах очень большую роль играет психологический момент. Да, важно готовиться! Важно пробегать каждый день по 5 км, и так в течение пары месяцев. Но даже если ты физически готов, то когда сталкиваешься с гипоксией, когда голова болит, кружится и сложно идти, ты думаешь — возвращаться, сворачивать с пути или идти дальше. Аналогия с нашей повседневной жизнью. Когда перед тобой преграда, человек думает, стоит ли бороться дальше и продолжать добиваться своей цели. Те, кто идут дальше, добиваются результата и получают желаемое. В горах тот же принцип.
Есть ли ограничения, например, по возрасту?
Я слышал истории, что поднимаются люди и в 16-18 лет, и в 80-90. Конечно, если тебе сложно ходить, и ты опираешься на палочку, в горах будет очень сложно. Но инвалиды даже поднимаются, это под силу каждому. Просто вопрос желания и силы духа.
С каких гор вы начинали?
Я начинал с Монтблана. Высота 4800, вполне хорошо для первого раза и атмосферно очень. Это гора, с которой я рекомендовал бы начинать. Бюджет тоже не заоблачный, но 2000 долларов надо будет потратить. Потом плавно уже переходить на другие горы. У меня вторая была Килиманджаро.
Может, можно начать с Говерлы?
Конечно, можно пройтись, посмотреть, твое это или не твое. Но это не сравнить, на Монтблане будет сложнее. Там и вид другой, и энергетика другая. Но если хотите чуть-чуть ощутить, что такое горы, поднимитесь на Говерлу.
В чем главная сложность восхождения на семитысячник?
После 4000 м идти очень сложно, и ты двигаешься очень медленно, делаешь по полшага в несколько секунд, из-за гипоксии — недостатка кислорода в мозгу. Поэтому легкие свои нужно натренировать. Заниматься кардиотренировками, кроссфитом. Но даже после тренировок на такой высоте все равно сложно, и плюс ко всему болит голова. Большинство людей страдают в той или иной мере горной болезнью, хотя есть люди, у которых от рождения природный антидот. Например, Ира Галай, первая украинка, которая поднялась на Эверест, у нее от природы все более-менее. Когда все умирают, она себе идет, водичку попивает.
Аконкагуа находится на другом конце мира. Нужно оплатить перелет, снаряжение. Сколько это может стоить?
Мне обошлось не меньше 6 тысяч долларов. Очень дорого обошлись ботинки, около тысячи долларов. Перелет, пермит, гид, проживание в лагерях — это все история, которая стоит денег. Но если у человека есть цель и желание, даже при отсутствии сейчас ресурса, он начнет готовиться заранее, и все сложится так, что он туда поднимется.
Эверест стоит в районе 50-70 тысяч долларов. Как попадется, но меньше чем 40 я еще не слышал. Многих спонсируют. Но если вы не занимаетесь этим профессионально, сложно найти спонсора. Есть компании, готовые заплатить 10 тысяч долларов за то, что ты поднимешь их флаг на вершину горы. Можно поднять пять флагов и отбить восхождение. Когда твой флаг был на самой высокой точке планете, это кому-то действительно очень интересно.
Допустим, я хочу совершить восхождение. С чего мне начать?
Сейчас поход в горы — это набирающий обороты тренд. У нас появляется много украинских компаний, вы можете с ними связаться, они вам покажут программу, скажут цену. Наметите дату и вылетите вместе. Есть компании, которые себя уже зарекомендовали хорошо, там опытные гиды, профессионалы. Они много лет в этом спорте. Конечно, если вы захотели сегодня, чтобы полететь завтра, это неправильно. Хотя бы за месяц нужно подготовиться. Я к походу на гору Аканкагуа готовился за три месяца, очень интенсивно, ходил по 150 этажей на специальном тренажере.
Мы все смотрели фильм «Эверест» и помним, какой трагедией там все закончилось. Всегда ли высокие горы — это такой большой риск?
Даже на Говерле умирают люди. Прошлой зимой люди попали в ураган и не вернулись. Я к этому философски отношусь. Но риски, конечно, большие. Чем выше гора – тем их больше. Когда я поднимался на Аконкагуа, у меня в крови сильно упал кислород, до 40%. Когда мышцы не снабжаются кислородом, ты теряешь силы, к тому же начинаются галлюцинации. Нам измерили кислород специальным прибором, который цепляется на палец, и сказали, что дальше идти нельзя. Я был в панике, ведь столько готовился к этому восхождению В итоге за меня поручилась Ира Галай. Все прошло хорошо, но могло быть по-разному. Лучше так, конечно, не рисковать.
Я себе поставил заранее два условия, при которых не пойду дальше: если я вырублюсь и если я, не дай Бог, буду плеваться кровью. Это уже отек легких, надо срочно бежать вниз, антибиотики, больница и все остальное. На Эвересте на больших высотах тяжело спустить кого-то. Там очень редко друг другу помогают. На больших высотах ты в принципе сам за себя. Там очень большие риски, чтобы еще тащить кого-то на себе. Я знаю случай, опять же, на Эвересте, когда два украинца шли и встретили китайца с обмороженным лицом. Он сказал, что ждет шерпа своего, но его все нет. И эти ребята не пошли вверх, а спустились с китайцем вниз. Но это огромная редкость.
То есть они пожертвовали мечтой, чтобы помочь человеку?
Да. Но я считаю, что они внутренне получили для себя больше. Пошли проверку на более глубокие ценности. На гору потом можно еще подняться. Они жизнь спасли человеку, за что им до сих пор благодарны.
На вашей памяти были трагические случаи?
Первый раз в базовом лагере я увидел в медпункте парня, который вымачивал пальцы рук в растворе йода. У него были черные пальцы. Иногда их спасти можно, иногда нет. Он на вершине в лютый мороз и ветер просто решил долго пофоткаться и поплатился за это. Очень часто можно отморозить себе конечности, ведь из-за горной болезни кислород уходит от конечностей в мозг. Также важно иметь очки с максимальной солнцезащитой. На таких высотах солнце радиоактивное. Если пройтись даже пару минут без очков, можно потерять зрение. Оно может вернуться со временем, а может и нет. Многие берут с собой запасные очки, кошки, варежки и все остальное, на случай, если потеряешь.
Есть миф, что гора берет определенную цену за то, что пускает к себе…
Она берет физическую энергию, она берет денежный ресурс. Многие местные дают подношение горе. У меня были орешки, я их прикопал. Любые деньги — это энергетика. Тебе надо их заработать, достать. Ты тратишь свой ресурс, физическую энергию. Но ты при этом обретаешь сильную ментальную энергию, это другое. С тобой вечный аккумулятор. Я вот сейчас рассказываю о восхождении, и у меня силы появляются.
Полную версию интервью смотрите здесь:
Все фото из архива Юрия Кручина
Читайте также:
Дневник украинской экспедиции на Эверест и Лхоцзе: путь в базовый лагерь
Первая украинка, покорившая Эверест
Украинские путешественницы рассказали об уникальных переживаниях и победах над собой