Четверг, 26 октября 2017
Кисариан из племени масаи провожает нас с мужем до машины после нескольких часов, проведенных в его деревне. Мы долго топаем по бесплодной рыжей земле, и я в который раз пытаюсь получить ответ на вопрос, который терзает меня с того самого момента, как я увидела масаев в быту впервые. Отбросив все условности, спрашиваю в лоб:
— Кисариан, и все же — как так произошло, что вы живете в технологичном 21 веке в одной из самых развитых стран Африки (а не где-то на диких островах), а продолжаете делать вид, что сейчас каменный век.
— Мы — хранители традиций.
— Вы плетете украшения из китайского бисера и покупаете фабричные ткани на рынке. За деньги. Чтобы потом в них ходить.
— В общем-то да.
— А еще подрабатываете танцами в туристических лоджах. И ваши дети ходят в школу. А ты отлично говоришь по-английски.
— Да.
— Так почему?
— Сложно сказать. Так жили наши предки. Мы чтим их традиции и не хотим ничего менять.
— А ты, ты бы хотел жить по-другому?
— Сложно сказать… Наши традиции…
Мы снова и снова говорим о традициях, их жизненном укладе, но я все равно чувствую, что не поняла решительно ничего об этих людях в ярких одеждах, которые живут чуть ли не до ста лет в хижинах из палок и навоза. Лучший мужчина в деревне — тот, кто прыгает выше всех. Самая большая ценность — скот. Мужчина — главный, но всю работу делают женщины. Поэтому давайте я вам просто без выводов и недоумения в каждой строчке расскажу все, что мы узнали о масаях.
Корова — всему голова
Самая большая ценность в жизни масаи — это корова. Даже не так. Корова для масаев — это вся жизнь.
Вот перечень некоторых жизненных ситуаций масаев, в которых наличие коровы играет решающую роль.
Неравный брак
Все самое интересное в жизни масаев начинается с полового созревания. Отмечают этот час — традиционно. Мальчикам делают обрезание и вырывают несколько зубов (при этом он должен мужественно хранить молчание — мужчина, как-никак). На фото — мальчики, которые готовятся стать мужчинами.
Девушкам до недавнего времени тоже делали обрезание, но правительство Кении и Танзании усиленно проводило просветительскую кампанию обо всех ужасах этого ритуала для здоровья и качества жизни женщины, поэтому многие племена от него отказались.
С момента созревания молодые масаи начинают усиленно задумываться о браке. Первый парень на деревне — тот, кто прыгает выше всех. Тут масаи видят прямую связь с силой и мужеством. Поэтому самый прыгучий всегда будет предметом вожделения девушек.
Однако, чтобы жениться, все равно нужны коровы. Долго встречаться перед браком не принято. Достаточно несколько раз друг друга увидеть. Можно, кстати, и протестировать на пригодность к брачному ложу — никто особо не заморачивается вопросами невинности.
Жизнь в браке для женщины — это нескончаемая череда дел. В обязанности женщины-масаи входит строительство хижин, дойка коров, присмотр за детьми, сбор дров в округе для костра, приготовление пищи (в хижине на открытом огне и двух камнях), стирка, уборка — всё хозяйство, в общем, и забота о муже. Всё остальное делают мужчины. Остальное — это выпасание скота и защита деревни от диких зверей. Также мужчины добывают глину. Вопреки распространенному заблуждению, масаи — не охотники, но утверждают, что готовы сражаться со львом, если он только позарится на их корову. Говорят даже, что такие ситуации не редкость.
Часто у масаев не одна жена, а несколько (причем жены этому только рады — ведь так работа делится на всех), и от каждой столько детей, сколько получится за жизнь. А живут масаи, как вы помните, очень долго…
Бизнес масаев
Наблюдая масштабы сафари в Кении и Танзании, которые, к слову, происходят на масайских землях, кажется, что масаи должны были бы уже озолотиться на этом. Но все указывает на то, что от сафари-кормушки их оттеснили. Единственное — масаи имеют право жить на территориях парков и пасти там свой скот. Иногда приходится защищать его от диких зверей.
Зарабатывают современные масаи, продавая скот, незамысловатые украшения из бисера, а также выступая с традиционными танцами в близлежащих отелях. Еще один способ заработка — пускать туристов к себе в деревню и показывать свой быт. Посещение деревушки стоит от 10 до 60 долларов с человека. Цена зависит от месторасположения. Чем ближе к национальным паркам, тем дороже. Программа у них, по всей видимости, одинаковая: традиционный приветственный танец, затем краткий рассказ о жизни деревни (ну, у нас был не краткий, т.к. мы были только вдвоем с мужем и деревня типа “не для туристов, но раз вы просите, дайте символические 10 долларов”), разжигание костра из слоновьего навоза искрой, добытой палками, демонстрация местной медицины.
В довершение ты неожиданно оказываешься на оперативно разбитом специально для тебя базаре, где “покупать не обязательно — просто посмотрите”.
Туристам, посещающим масайскую деревню, всегда очень рады. Им активно позируют для фото, с ними водят хороводы и охотно отвечают на все вопросы. За пределами села, скажем, где-то на улице — вы со своими камерами если не враги, то точно очень неприятные и нежелательные люди. Неприятные настолько, что легко можете получить камнем по машине за несанкционированную фотку. Поэтому у нас с мужем нет фото с улиц, а у нашей смелой подруги Насти — есть:
Все фото автора, кроме тех, где указано авторство.
Юлии Новаченко 30 лет, она живет и работает в Киеве с перерывами на путешествия, которые от и до организованы самостоятельно, и ведет свой блог. Юля совершенно уверена, что именно самостоятельные путешествия помогают ощутить всю полноту и насыщенность жизни, а организованный туризм — это просто отдых и смена декораций.
Читайте также блоги Юлии Новаченко:
Чернобыльская зона: день в постапокалипсисе
Небоскребы, водопады и белки у Белого дома: путешествие в США