О вознаграждении
Я вообще никогда ничего не прошу. Я занималась тем, чем занималась, из любви к своей профессии и получала от этого колоссальное удовольствие. Даже в советское время, когда было столько мерзости, преследований, запретов, увольнений, дисквалификаций. Я могла все это бросить. Я не была рабой в цепях, не приносила себя в жертву, не была героем, как это считается, не проявляла никакого мужества, просто делала то, что люблю. И что, я сейчас должна сказать: «Дайте мне больше гречки за это»?
О религии и грехе
Я не знаю, что такое грех. Я – атеистка с младенчества, и это уже не изменишь, поэтому для меня это ничего не значит.
О войне и мире
Я вообще пацифистка, против войны. Но если тебя по голове бьют, ты должен отвечать. Я против того, чтобы люди убивали друг друга. Это не ново. Давно существует такое желание. Ничего не меняется. Происходит одно и тоже – убийство, но параллельно с этим, и меня всегда это удивляет, существует искусство, литература, какие-то рассуждения о добре и зле. И это все нормально. Я всегда так думала, но когда это далеко было, ты иначе воспринимаешь, а когда стало рядом, меня прямо как ударило.
О кинематографе
Кино я всегда называла царством свободы. Я прямо так его и чувствую. Это свобода дышать, делать все, чего хочу, чего придет в голову, ни о чем не думая, ни о каких не думая «извините», «подвиньтесь, пожалуйста», «я не хотела это сказать», «я имела в виду другое».
О жизненной энергии
Я всю жизнь была очень здорова и имела силы, а сейчас эти силы естественным образом поубавились, мне не хватает их на то, чтобы снять кино, но пол помыть я все-таки могла бы, иногда ленюсь просто.
О преданности профессии
Когда я была режиссером, я была готова на все, чтобы снимать. Ну как на все… Убить начальника какого-нибудь могла, казалось мне. Я думала, что вот сейчас у меня рука за спиной, и если бы там был пистолет, я стрельнула бы. Так я думала, глядя на них.
О героях
Я не люблю и не идеализирую сильные натуры, победителей. То есть Наполеон для меня — ничто, просто пустое место, неинтересный характер. Так же агрессивность в человеке — мне это неинтересно. Я вообще толстовского склада человек.
О правде
Правды нет! Есть мироздание и его хаос.
О счастье
Я, например, точно знаю, где находится счастье для меня — оно находится в монтажной. Вот эта комната для меня рай.
О зле
Зло, я говорю всегда, вплетено в узор ковра. Вы хотите убрать зло — выньте эту нитку, и весь ковер распадется. Это невозможно, это вот так, это дано.
Справка: Кира Георгиевна Муратова родилась в 1934 году в Румынии (территория современной Молдавии, город Сороки). В 1959 году закончила ВГИК в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Как режиссер дебютировала на Одесской киностудии. Первые самостоятельные режиссерские работы — «Короткие встречи» и «Долгие проводы» — принесли ей известность, хотя Муратова никогда не была успешным режиссером — ни в коммерческом плане, ни в плане признания в Советском Союзе. Не подходила по формату. Однако ее фильмы ценили в мире, имели успех на международных фестивалях. «Долгие проводы» в 1987 году получили премию на Международном кинофестивале в Локарно.
За фильм «Астенический синдром» в 1990 году Кира Муратова получила Гран-при Берлинского кинофестиваля. Трагикомедию «Настройщик» показывали на фестивале в Венеции. Последними работами режиссера стали драмы «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение. Кастинг». В 2017 году режиссер стала членом Американской киноакадемии.
Кира Муратова жила и работала в Одессе.
В возрасте 80 лет заявила о завершении своей творческой карьеры.
Читайте также:
Сэмюэль Джонсон: 10 остроумных цитат английского поэта
«Возможно, я в чем-то неплох. Но я не Энштейн»: 10 неожиданных фраз Стивена Хокинга