Среда, 23 марта 2016
Если бы у меня была задача показать Марокко одной фотографией, я бы выбрал эту. Переполненная туристами медина (исторический центр) города Фес. Люди с фотоаппаратами снимают показной местный колорит – чеканщиков меди, продавцов арганового масла и водоносов в широких пестрых шляпах, которые кидаются к иностранцам с криками: «Дай денег! Дай денег!» сразу же, как только услышал щелчок затвора объектива, направленного в их сторону.
И вдруг посреди этого туристического шабаша, между сувенирными магазинами и мануфактурами идет он. Почти беззубый старик в бедуинском балдахине. Он несет на себе десяток куриц и петухов. Птицы еще живые, но даже не трепыхаются. Видимо, стоит их опустить головами вниз, и пернатые теряют волю к жизни.
Куриный бог прошел между фотографирующими грузовых ослов туристами практически незамеченным. Только я, восхищенный нежданным зрелищем, сделал пару снимков.
— Где ты его встретил? – Удивленно спрашивает Инга, девушка из нашей группы, которой я показал фото, чтобы похвастаться.
— Так ведь он только что здесь был. – Но на оживленном пятачке в центре Феса уже совсем другие люди.
Через пару минут мы увидели, как продавец птиц на рынке обезглавливает курицу на радость собравшимся перед ним туристам.
***
— Видишь этих людей вдоль дороги, которые машут в нашу сторону пустыми бутылками?- Спрашивает меня сопровождающий нас Ахмед, бербер из Марракеша, который работает в местной туристической компании. – Это кочевники, они выпрашивают еду.
А я, действительно, за минуту до того обратил внимание на семью из отца, матери и маленького ребенка, стоящих на обочине. Родители махали нам руками, а малыш удивленными глазами смотрел на проезжающий мимо микроавтобус.
— Полгода нет дождя, им нечем питаться.
— Давайте остановимся, у нас есть немного еды. – Предложил я.
Остановка.
Бабушка и девочка лет десяти. Они не верят своим глазам, когда рядом с ними тормозит машина, и я отдаю им кулек с двумя бутербродами. Девочка, получив пакет, даже пытается убежать, но при этом робко оглядывается, не даст ли ей еще кто-нибудь еды. Ахмед в этот момент протянул бабушке пакет с помидорами.
Подбежавшая к нам старушка, стоявшая на трассе чуть поодаль, увы, осталась без еды.
— В следующий раз, если приедете, мы свозим вас к кочевникам, которые живут в горах, в пещерах. – Обещает Ахмед.
***
«Говорят, в Марокко не найдешь ничего нетуристического» — пишет мне знакомый, следящий за моим путешествием через Facebook. Эти слова застают меня поперхнуться. Каждый день из двенадцати, проведенных в этой стране, я восхищался таким огромным количеством уникальных, аутентичных, но совершенно игнорируемых туристами мест.
Иностранные гости, начитавшись путеводителей, запугивающих их грабежами, попрошайками и обманами со стороны торговцев, кучкуются лишь в ограниченном числе мест. Но стоит только свернуть в бок, пройти пару десятков метров, и ты оказываешься посреди настоящего Марокко: грязного, суетливого, дешевого и невероятно колоритного.
Марокко – это та арабская страна, которая все еще сохраняет в себе дух «1001 ночи», «Аладдина» или «Али-Бабы». Внутри медины тебе сложно поверить, что где-то уже наступил двадцать первый век. По исламскому календарю сейчас 1437-й год, в Марокко эта дата кажется куда более актуальной. Вот только мотоциклисты, несущиеся по переполненным людьми улицам на бешенных скоростях, возвращают тебя в 2016-й.
Максим Беспалов
путешественник, тревел-блогер, писатель, вместе с компанией Hakuna Matata Expeditions возит группы увлеченных людей по отдаленным и интересным уголкам Земли
Блог Максима Беспалова «Все дороги ведут в Сантьяго»
Блог Максима Беспалова «Цыганское гетто. Год 2016»