• Блоги

    Как не получить штраф за проезд: тонкости транспортной системы Копенгагена

    Екатерина Егорова
    Екатерина Егорова
    Понедельник, 12 марта 2018
    1 038
    Приезжая в новый город, я всегда первым делом начинаю играть в игру под названием «транспортная система». Ее суть в том, чтобы включить мозг и найти правильный выход.

    К счастью, в Копенгагене все достаточно просто: из аэропорта в центр ходит метро, которое за 20 минут доставит вас к главным достопримечательностям. Приключения могут начаться дальше, особенно если вы будете пользоваться другими видами транспорта. Из собственного опыта расскажу, что делать, если вас оштрафовали и как этого избежать.

    Деление на зоны

    Копенгаген делится на транспортные зоны, и стоимость проезда зависит от их количества. Существуют билеты для 2-9 зон. Одноразовый билет на 2 зоны стоит 24 DKK (104 грн) и действителен в течение часа. Его хватит для поездок в центральной части города. Для поездки из аэропорта (Zone 4) в центр (Zone 1) вам нужен билет на 3 зоны за 36 DKK (156 грн).

    Кстати, если планируете сразу посмотреть знаменитый район Нюхавн, то езжайте до станции Kongens Nytorv (линия M2).

    Экспресс-инфо по стране

    Дания – государство в Северной Европе.

     

    Флаг Герб

     

    Столица – Копенгаген

    Крупнейшие города: Копенгаген, Орхус, Оденсе

    Форма правления – Конституционная монархия

    Территория – 43 094 км2 (130-я в мире; без учета Гренландии и Фарерских островов)

    Население – 5,57 млн чел. (110-я в мире)

    Официальный язык – датский

    Религия – лютеранство

    ИЧР – 0,923 (4-я в мире)

    ВВП – $342,3 млрд (34-я в мире)

    Валюта – датская крона

    Граничит с Германией

    В метро нет турникетов, но иногда попадается контроль. На билете сразу указан срок действия, так что вариант «не знала, где закомпостировать» не прокатит.

    Как ни странно, но на штраф можно неожиданно попасть и благодаря советам местным жителей. Далеко не все ориентируются в транспортных зонах, поскольку обычно ездят на велосипеде или на метро (преимущественно зимой) и пользуются специальной картой Rejsekort, которая оснащена чипом и работает по системе check-in/check-out. Им не нужно думать о том, сколько зон они пересекают – карточка автоматически все подсчитает сама.

     

    Фото автора

    Транспортный квест

    В Копенгагене я жила у хоста по couchsurfing, который мне написал, что билета на 2 зоны должно хватить, поэтому я сначала особо не разбиралась что к чему, а просто купила билет за 24 DKK, думая что еду с правильным билетом. Контроля не было, поэтому тогда я доехала без приключений.

    Позже я прочитала fb-пост друга (уже после его поездки), что билет из аэропорта в центр стоит 24 DKK и что так ему сказала знакомая, которая там живет. Тогда я поняла, что даже те, кто там живет, не всегда ориентируются в транспортных зонах, поэтому решила не откладывать написание этой статьи.

    Легкий шок я получила, когда нужно было воспользоваться автобусом, и на остановке я увидела карту со всеми транспортными зонами и номерами 90+.

    Вот что я называю транспортным квестом! Сначала нужно понять, где вы находитесь и эту информацию можно найти на остановке, где указан номер зоны. А количество зон для пересечения нужно считать не по цифрам, а по цветам! Именно поэтому даже местные путаются в подсчёте, так как если посмотреть на карту, то из желтой зоны 4 (аэропорт) в красную зону 1 (центр) нужно проехать только голубую зону 3 и можно решить, что это пересечение двух зон. Но зона, из которой вы выезжаете, тоже считается, поэтому их получается три. Мне кажется, что датчане прям фанаты точных наук.

    На автобусных остановках нет автоматов с билетами, поэтому многие покупают билет через приложение «DOT Mobilbilletter». Оно очень удобное, но только при условии, что у вас всегда есть доступ к интернету. Кстати, на автобусах есть значок Wi-FI, но у меня ни разу не получилось к нему подключиться.

    На обратном пути в аэропорт мне нужно было добраться сначала на автобусе, а затем на метро. Датских крон у меня не было, поэтому единственным вариантом было купить билет через приложение, что я и сделала.

    На тот момент я уже знала, что в аэропорт нужен билет на три зоны, но не была на 100% уверена, а приложение подвисало и не получилось проверить маршрут. Я решила сэкономить и купить самый популярный билет на две зоны. Деталей работы DOT я не знала, поэтому на всякий случай сделала скриншот экрана с активированным билетом. И не зря! Как только ты выключаешь интернет, то тут же «теряешь» свой билет, поскольку приложение не работает в оффлайн-режиме. Кстати, если вы не уверены в стоимости проезда и количестве нужных зон, рекомендую все перепроверить с помощью Journey Planner.

    Если вы планируете много ездить и не хотите считать все эти зоны, то обратите внимание на такие варианты:

    • 24-h ticket (130 DKK/567 грн),
    • Copenhagen Card (53–120 евро, в зависимости от количества дней, включает посещение достопримечательностей),
    • City Pass (80–200 DKK/350–870 грн, в зависимости от количества дней),
    • 7-days Flexcard (250–675 DKK/1087–2935 грн, в зависимости от выбранных зон).

    Попалась!

    За пару станций до аэропорта зашел контроль. Я догадывалась, что у меня не хватает одной зоны, но прикинула, что билет хоть какой-то есть, а денег на оплату штрафа нет. И мне стало любопытно, что будет дальше.

    Предъявляю скриншот билета на телефоне и пытаюсь объяснить, что без интернета приложение не работает. Но инспектор объясняет, что мне нужен билет на 3 зоны и скриншот билета – это не билет, а отсутствие интернета – это не его проблемы, и выписал мне квитанцию на штраф в 750 DKK (3260 грн).

    Улыбка на все 32 и хлопанье ресницами не помогли, но он сказал, что не штрафует меня, так как его работа – просто выписать квитанцию, а дальше я могу написать жалобу на сайте, что не согласна с этим, или заплатить 750 DKK. Мне показалось, что он даже мои паспортные данные не записал, поэтому я не волновалась, что меня могут не пустить на рейс.

    Вернувшись в Украину, я могла бы просто выбросить квитанцию, но решила написать им на сайт. Описала ситуацию и особенности работы приложения, так как невозможность открыть купленный билет в оффлайн-режиме – это серьезная недоработка. Через несколько дней пришел ответ, что они аннулируют мой штраф.

    Несмотря на некоторую запутанность с передвижением между зонами, транспортная система в Копенгагене – одна из лучших. Все работает по графику, а метро круглосуточное. В теплое время года берите на прокат велосипед и наслаждайтесь этим потрясающим городом!

    Основатель и идейный вдохновитель проекта о путешествиях в одиночку Girls Travel Solo.

    Больше информации – в Instagram Кати.

    Читайте также блог Кати о секретах датского счастья.