• Как украинские художники Гамлет и Bob Basset прожили месяц в Перу.Вокруг Света. Украина
    Блоги

    Как украинские художники Гамлет и Bob Basset прожили месяц в Перу

    Даже если вы никогда не поедете в Лиму, вам стоит знать о местной любви к коке, пирамиде в спальном районе и галерее портретов мёртвых бандитов.

    Украинские художники Сергей Петров (Bob Basset) и Гамлет Зиньковский на месяц отправились в Перу с выставкой по приглашению перуанского художника Конрада Флореса. Они жили и работали в Лиме, побывали в самом колоритном районе Лимы Кальяо, где местные авторитеты защищали их от полиции, участвовали в древних ритуалах и пили напиток из вина и коки. А ещё продали несколько своих работ и благополучно вернулись домой с уникальными впечатлениями. Далее — от первого лица.

    Первое, что стоит помнить о Лиме – это огромный десятимиллионный город (а с агломерациями — 18-миллионный), сравнимый с Москвой или Парижем. И он очень разный. Одни районы похожи на богатые набережные Майами, другие, по соседству – на нищие и опасные фавелы Рио-де-Жанейро. Но и впечатлений можно набраться не туристических, на год, а на всю жизнь.

    Прежде всего, расскажу о местных достопримечательностях, которые обязательно нужно посетить. Во-первых, это здание Universidad de Ingeniería y Tecnología (UTEC) – местного политеха, оно в 2016 году получило одну из важнейших в мире архитектурных наград — приз Royal Institute of British Architects (RIBA).

    Фото: Shutterstock

    Я бы описал это здание так: «На дом напала годзилла, покусала и ушла». Во-вторых, это Basílica y convento de San Francisco de Lima, говоря проще — францисканский монастырь, одно из самых старых зданий в Лиме. Здесь в одном слились испанская колониальная архитектура, влияние мавританского зодчества и индейские мотивы. Особенно потрясает деревянный купол в  мавританской традиции. И ещё там есть одно очень редкое изображение тайной вечери, где апостолы не сидят, а лежат вокруг стола. Подозреваю, что именно так оно и было. И, в-третьих, в монастыре —  невероятной красоты библиотека.

    Фото: Shutterstock

    И отдельно – о Huaca Pucllana, самой настоящей пирамиде посреди города. Мы жили буквально в 500 – 1000 метрах от неё и совершенно её не замечали. Наткнулись случайно и, как оказалось, повторили историю открытия, ведь местные жители тоже её не сразу обнаружили. У неё вообще очень интересная история. Сначала пирамиду строила одна культура Лима, названная уже современными учёными по имени города. Лима жили до инков и настоящего их названия никто не знает, потому что они вымерли и записей не оставили. Лима приносили на пирамиде человеческие жертвы, чтобы вызвать дождь. Потом они пирамиду забросили, и пришла культура Уари, которая тоже приносила жертвы, но не людей, а жаб – результат был тот же. Вообще, зонтик в Лиме – самая бесполезная вещь. Тут даже ливнёвок нету, а если вы видите решётку в земле – это вентиляция подземного гаража. Лима – это пустыня, приютившаяся между горами и морем. И ещё река, которая и стала причиной основания города.

    Так вот, жертвы на пирамиде не работали, дождя не было, и её вообще забросили все. Она покрывалась землёй и превратилась в холм, на котором местные пацаны катались на мопедах. Так думали до 1985 года, когда холм решили снести, чтобы что-то построить. Копнули, оказалось – пирамида. Если вы досмотрели до конца фильм «От заката до рассвета», вы понимаете, о чём я.

    Слава богу, у перуанцев хватило смекалки её использовать как туристический объект. Правда, выглядит это немного странно – идёшь по улице: высотка-высотка-пирамида-высотка. Ищите её в районе Мирафлорес.

    Собственно, в Мирафлорес живут туристы, да и вообще, приезжие, ценящие безопасность и комфорт. И ещё в Барранко. Это аккуратные, ухоженные кварталы с застройкой XIX — начала XX веков. Здесь есть очень романтичные места, где можно гулять часами, маленькие домики с видом на океан. Причём вид не просто на ровный, уходящий в море пляж. Там берег – это обрыв, поэтому в окне — море и небо, красоты фантастические. Ещё из интересного – местный рыбный рынок, где можно покормить пеликанов купленной здесь же рыбой – птицы прилетают вечером в одно и то же время. Правда, это уже другой район — Чоррильос, более бедный, и это заметно даже туристу.

    Рядом с рыбным рынком – пляж. Вообще, Лима, хоть и возле океана, пляжным городом не является. Я плескался возле Мирафлорес, но там камни. На популярном пляже возле рынка много нищих и попрошаек. Есть закрытые пляжи клубов, есть свободные песчаные, но надо далеко ехать. Да и вообще, океан тут холодноват.

    Сами мы жили не в гостинице, а в квартире, которую нашли на Airbnb – так дешевле, да и хотелось почувствовать местную жизнь. Иногда готовили сами, иногда ели в ресторанах. Рестораны посещать нужно обязательно. Даже не столько из-за кухни, сколько из-за обслуживания – лучшего сервиса я не встречал нигде. Ни разу не столкнулись с игнорированием, хамством. Тут даже уличные зазывалы вежливые. А лучшая в моей жизни официантка работает в клубе «Дракон» в районе Баранко. В то же время, у местных жителей есть привычка, которую они называют «Peruvian time». Они попросту, опаздывают везде на час-два, и нормально к этому относятся. Возможно, это потому, что в десятимиллионном городе нет метро? Вместо него у Лимы есть «метробусы» — это такая система специальных дорог для автобусов, на которые никто больше не может заехать. Пока весь город стоит в пробке, можно с ветерком прокатиться на таком бусике. Едет, и правда, очень быстро. Но перуанцы всё равно опаздывают. Все, кроме официантов.

    Из еды рекомендую попробовать перуанско-китайскую кухню «чи-фа». Она здесь на каждом шагу. Так получилось, что на строительство пан-американской железной дороги в Перу ехало много рабочих из Китая. Большинство тут и осели, завели семьи и постепенно ассимилировались. Ассимилировалась и их кухня – она менее кислая, менее острая, чем традиционная китайская, и больше понятна европейцу. Если не питаться на больших туристических перекрёстках, можно поесть вкусно и недорого. Нам на двоих хватало 20-30 солей за обед – это около 10 долларов.

    У напитков тоже своя история. В Перу есть местный винодельческий район Писко, там выращивают одноименный сорт винограда и делают бренди под тем же названием. Хотя я бы его назвал виноградным самогоном. Писко бывает разный. Например, мы покупали его в супермаркете по 15-17 долларов за бутылку, это достаточно дорого – оказалось, что это ароматный прекрасный напиток. А бывает и хуже. Особый шик – это писко-суар, коктейль или, скорее, настойка писко на листьях коки. Листья выдерживают 45 дней в бутылке, и они дают очень своеобразный эффект, который вкратце я бы описал как «бодрящий». Лучшую настойку на коке мы нашли в  ресторанчике возле Плаца Майор — центральной площади города и страны. Название не скрываю — просто забыл. Шот обходится примерно в пять долларов.

    Вообще, кока – национальное всё, «мама-кока». Когда Перу было испанской колонией, 80% местного населения было занято в производстве и обработке коки. А вся остальная экономика, включая галеоны с золотом – это 20%. Из коки тут делают напитки, чаи, добавляют в еду, например, в шоколад. Причём есть наивные люди, которые думают, что можно привезти чай из коки из Перу в Украину. Но это не так. В Перу он – обычное явление, не имеющее никакой связи с наркотиками, а в Украине разбираться в тонкостях не будут.

    Коку начали использовать ещё инки – у Верховного Инки была на нее государственная монополия. Армия, не имея лошадей (их в Америку завезли европейцы) делала дальние и быстрые переходы, потому что солдаты жевали листья коки, поддерживая бодрость и экономя пищу. Сейчас её тоже жуют, но она также имеет больше символическую ценность. Вся мистика, религия, завязана на ней, включая местное католичество. Например, когда ты куда-то приходишь, тебя одаривают листьями коки. Ещё мы участвовали в ритуале, где тебе, как гостю, дают три склееных листа коки, и ты должен загадать желание. Потом жрец сжигает листья, и желание должно исполнится. Не могу сказать, что не работает.

    Кока тоже бывает разной, как и отношение к ней. Местные городские воспринимают её, как признак отсталости, сельскости, местной «шароварщины». А жители бедных районов активно её употребляют. Вообще, с отсталостью тут особая история. Например, те маркетинговые ходы, которые у нас были популярны 10-15 лет назад, какие-нибудь канадские представители, для них тут настоящий расцвет. Поэтому Перу – территория новых возможностей для человека с предпринимательской жилкой. В пределах 20 минут езды на машине цены на один и тот же товар могут отличаться в 4 раза. Недвижимость тоже имеет странные правила – вот, продают квартиру за 100 000 долларов «в хорошем районе». А буквально через дорогу – продают такую же, но за 30-40 000, просто потому что район другой.

    Тут мы заканчиваем обычный туристический рассказ о Лиме, а в следующем блоге читайте о том, как мы чуть не попали в тюрьму и стали местной легендой.

    Скоро читайте продолжение блога о приключениях Гамлета и Bob Basset в Лиме.

    Фото автора (кроме подписанных).

    Читайте также: 

    Археологи нашли в Перу 20 статуй возрастом 800 лет

    Путешествие в Перу: от подъема на Уайна-Пикчу до рыбалки на пираний

    Что делать в Перу и Боливии: подъем в облака, плавучие острова и морские свинки на обед