Среда, 1 марта 2017
Красота — это о форме или все-таки о содержании? В музее Гронинге я впервые рассматривала картины так близко. Полотна ранних фламандцев не защищены стеклом, а некоторые, в частности известный «Портрет Маргареты ван Эйк», висят на уровне глаз. Гиперреалистичная техника живописи создает местами даже несколько пугающий эффект присутствия. Несмотря на то что картина покрыта кракелюром и написана Яном ван Эйком в 1439 году, не покидает ощущение, что из рамы на тебя смотрит живой человек. Ни на одной современной фотографии или в 3D-кино такого не почувствуешь. Так, в небольшом музее для меня стало очевидно, почему живопись никогда не устареет. Кстати, ван Эйк считается основоположником техники рисования маслом. Именно из Фландрии она попала в Италию в качестве революционной новинки. Но что можно сказать о женщине на портрете, которая по совместительству была женой ван Эйка? Она не молода, и художник совсем не скрывает этого факта, показывая теряющую тонус кожу и морщины. Не только жен, но и богатых заказчиков картин и даже святых фламандцы изображали с беспощадной реалистичностью. Именно так, по их мнению, наиболее полно можно было выразить душу персонажа. Красота? Бесспорно! Или все-таки спорно?
Нужно рисовать красиво или рисовать только красивое? Каждые сто-двести лет искусство заново отвечает на этот вопрос. Импрессионизм, сюрреализм — изначально это были лишь новые формы живописи, со временем ставшие определенным мировоззрением и повлиявшие на многие сферы жизни.
Что может стать новой формой искусства в ХХI веке? Может быть, видеоинженерия? Каждый из нас по крайней мере раз ходил на фильм ради спецэффектов, хотя и не смог бы ответить на вопрос, почему это красиво. Пока формула красоты не разгадана, остается довольствоваться определением — это то, что притягивает наш взгляд.
Первый весенний номер «Вокруг света» мы решили целиком посвятить красоте.
Елена Миловидова, редактор украинского издания журнала «Вокруг Света»
Читайте также:
Колонка Е.Миловидовой Берлин: как правильно хранить прошлое
Колонка Е.Миловидовой Климат, шарфы и многомужество
Колонка Е.Миловидовой Гениальность — в деталях, простоте и свободе