Среда, 15 ноября 2017
Мы прилетели в Бутан из Катманду. До этого было знакомство с дорогами Непала, невероятный трафик Тамеля, многочасовые пробки, посещение множества индуистских и буддистких храмов. По прилете все выдохнули — мы оказались в стране чистейшего воздуха и звенящей тишины. Открывать такие разные Непал и Бутан лучше именно в такой последовательности, но все же вместе. Контрасты и неоднозначность, шок, разрушение иллюзий — все это было в этом путешествии.
Отправляясь в путешествие с Bodo Travel, я ожидала, что посмотрю на заснеженные вершины восьмитысячников и, возможно, проникнусь философией буддизма. Но поездка дала мне больше, чем я могла предположить. Ощущение другого мира, который существует не так близко, но и не так далеко, как кажется.
Во время путешествия мы ночевали в общежитии при буддийском монастыре. Помню, как пары в нашей группе интересовались, будут ли в комнатах большие кровати, и я отвечала: “Нет, в комнате две отдельные кровати, это же монастырь”.
Нам повезло погулять по территории монастыря вечером под дождем, вместе с нами перебежками перемещались мальчишки разного возраста в монашеских одеяниях, без зонтиков. Рано утром мы, сонные, присутствовали на службе, потом позавтракали – правда, половина группы осталась голодной. Соленый чай с маслом, тесто, бобы и ореховое масло — мягко говоря, завтрак непривычный.
Но особенно запомнилось, как в первый день послушники играли в настольный теннис. Почему-то я никогда не думала, что это возможно – такое сочетание древности и современности.
В один из дней в Катманду нам удалось побывать в храме комплекса Пашупатинатх, где происходит традиционный ритуал сожжения тел. Заходить в сам храм нельзя, но зона кремации находится под открытым небом на берегу реки. Наш гид обыденно рассказывал о том, почему кремация так важна и почему необходимо, чтобы в семье родился мальчик, который сыграет свою роль в похоронном обряде.
Вся наша группа прогулочным шагом двигалась за гидом, усиливался специфический запах, который я теперь ни с чем не спутаю. Берег реки, в обе стороны постаменты, где-то тела под оранжевыми цветами, где-то пепел, где-то огонь. Подходить близко к семьям, переживающим траур, не принято, но с противоположного берега реки все прекрасно видно. Правда, наблюдали процесс от начала до конца не все наши путешественники, по очевидным причинам.
Это не был поход к восьмитысячнику, даже не поход к базовому лагерю, но это был настоящий серьезный трекинг: и дождь, и пиявки, и грязь по щиколотку, и источники, которые надо было переходить вброд. Мы были правильно экипированы. Поначалу довольно суровые условия шокировали: я готовилась скорее к ознакомительному походу с видом на снежные вершины. Но облака затянули небо и горы.
Собственно, сам переход длился 3-5 часов, но казалось, что дольше, особенно, когда промок до нижнего белья и нон-стоп сдираешь с ног пиявок. Яркое воспоминание — чайные дома, в которых мы отдыхали во время трекинга. Возле стульев, где мы сидели, образовались лужицы крови: укус пиявки не затягивается сразу.
И все же для меня этот опыт стал еще одним доказательством того, что удовольствие от приключения особенно сладко, а сложности быстро забываются, приходит гордость, что все—таки дошел. И желание повторить.
Словно по мановению волшебной палочки, когда мы спустились с гор в Покхару, небо прояснилось и мы увидели все вершины вокруг, а потом еще раз насладились этим видом на рассвете и во время полета на ультралегком самолете.
Очень важно занять места у окна и с конкретной стороны. После того, как наш самолет поднялся на свои 10 000 м, пилот объявил, что за окном вскоре появятся вершины, и начал перечислять их. Точные названия сейчас не вспомню, но видели мы и семи- и восьмитысячники. Представьте: облака и над ними снега Гималаев, пики гор, такие завораживающие и манящие. Это очень особенное и дорогое для меня воспоминание, которое заставляет все внутри замолчать, а еще мотивирует начать собирать деньги на подъем к Эвересту.
На протяжении многих веков в Катманду сохраняется традиция выбирать живое божество, именуемое Кумари, среди девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Претенденток проверяют по многим критериям: расстояние между глазами, кожа без единой родинки; ее гороскоп должен быть совместимым с гороскопами королей.
Начитавшись о живой богине, живущей в Катманду, мы отправились к ее дворцу на площади Дурбар. В красивом дворике собралось немало народу. Нас предупредили, что делать фотографии запрещено. Наконец, на балкон под восхищенные возгласы вышла юная девочка, постояла минуту и ушла. А уже после переезда в Бутан в газетах появилась новость, девочка — больше не богиня, она стала женщиной. Святость Кумари теряет с первой менструацией.
На десятый день путешествия мы улетели в Бутан. Это невероятно интересная страна, где чтят традиции как закон и считают это правило важным пунктом на пути к счастью.
Нам удалось побывать на национальном празднике во время фестиваля, мы даже зашли во дворик самого главного дзонга (крепости-монастыря) страны. Туда, как правило, не пускают.
Дресс-код в Бутане прописан до деталей, вплоть до шарфика. Если турист надевает национальную одежду, то только полный комплект. Не вариант купить только халатик и подпоясаться собственным ремешком. Лучше тогда прийти на праздник в европейской одежде. Мы прикупили себе традиционные наряды в качестве сувениров.
Перед возвращением домой мы решили отправиться за впечатлениями к монастырю на вершине скалы. Согласно легенде, здесь на своей летающей тигрице приземлился Гуру Ринпоче, который принес буддизм в Бутан. Дорога была нелегкой, но интересной. Мы проснулись рано и провели в пути около трех часов, и это того стоило! С высоты открылась захватывающая панорама долины.
Наталья Теслюк – психолог, путешественница.
«Путешествие — это открытие миров и встреча в первую очередь с самим собой. Это новые мысли, образы и вдохновение, которые необходимы, чтобы творить и жить».
Количество стран: 50. Самый яркий опыт в путешествии: синхронный перевод выступления Далай-ламы для паломников, кейвинг на Борнео, сплав по Амазонке.
Все фото автора.
Читайте также:
В Непале установят возрастные ограничения для восхождения на Эверест
В Непале запретили запирать женщин в сараях во время менструации
Путешествие в ЮАР: сафари на сурикатов и заплывы с пингвинами