Обычно в этот день специалисты выступают перед публикой, чтобы повысить осведомленность о расстройствах аутистического спектра. Это важно, потому что, чем раньше родители заметят у ребенка нарушения и обратятся к врачу, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем.
По данным CDC’s Autism and Developmental Disabilities Monitoring (ADDM) Network, аутизм выявляется у 1 из 59 детей. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, симптомы которого проявляются с детства и характеризуются особенным социальным поведением. Нарушается социальное взаимодействие, социальная коммуникация, возникают трудности с поддержанием диалога, зрительного контакта. Другой симптом — особенная деятельность (необычные интересы, привычки, движения).
Поскольку ребенок учится через взаимодействие, в первую очередь с родителями, то при РАС способность обучаться снижается. Жесты и речь как инструменты коммуникации появляются позже, чем в норме, или вообще могут не появиться.
⠀
Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) определил возможные красные флажки для расстройства аутистического спектра у маленьких детей:
🔺Не реагирует или очень мало реагирует на свое имя (после 10–12 месяцев)
🔺Нет реакции на обращение: после 12–13 месяцев ребенок не обращает внимания, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают или показывают. При этом он хорошо слышит
🔺Не улыбается в ответ на улыбку
🔺Избегает зрительного контакта; устанавливает зрительный контакт, но не использует его для общения.
🔺Не указывает на объекты, к которым проявляет интерес (обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест, как правило это указательный жест)
🔺Мало гулит, лепечет. Не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять слова, к 14-16 месяцев не произносит ни одного слова или повторяет звуки, слова, но не использует их для общения
🔺Не копирует действия взрослых
🔺Выполняет повторяющиеся движения, такие как качание, вращение или взмах руки
🔺Необычно и интенсивно реагирует на определенные звуки, прикосновения
🔺Утрачивает ранее приобретенную речь или социальные навыки
⠀
Ранняя диагностика важна, поскольку существуют программы терапии. Терапия эффективно уменьшает симптомы, связанные с аутизмом, проблемное поведение и увеличивают способность к социальному взаимодействию и коммуникации.
Не менее важна организация правильной среды для развития. Чем лучше родители и другие окружающие ребенка люди понимают, какие трудности испытывает ребёнок при взаимодействии с окружающим миром, чем больше они учитывают это в организации среды, тем легче ребенку.