Обычно в этот день специалисты выступают перед публикой, чтобы повысить осведомленность о расстройствах аутистического спектра. Это важно, потому что, чем раньше родители заметят у ребенка нарушения и обратятся к врачу, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем.
По данным CDC’s Autism and Developmental Disabilities Monitoring (ADDM) Network, аутизм выявляется у 1 из 59 детей. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, симптомы которого проявляются с детства и характеризуются особенным социальным поведением. Нарушается социальное взаимодействие, социальная коммуникация, возникают трудности с поддержанием диалога, зрительного контакта. Другой симптом — особенная деятельность (необычные интересы, привычки, движения).
Поскольку ребенок учится через взаимодействие, в первую очередь с родителями, то при РАС способность обучаться снижается. Жесты и речь как инструменты коммуникации появляются позже, чем в норме, или вообще могут не появиться.
⠀
Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) определил возможные красные флажки для расстройства аутистического спектра у маленьких детей:
Не реагирует или очень мало реагирует на свое имя (после 10–12 месяцев)
Нет реакции на обращение: после 12–13 месяцев ребенок не обращает внимания, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают или показывают. При этом он хорошо слышит
Не улыбается в ответ на улыбку
Избегает зрительного контакта; устанавливает зрительный контакт, но не использует его для общения.
Не указывает на объекты, к которым проявляет интерес (обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест, как правило это указательный жест)
Мало гулит, лепечет. Не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять слова, к 14-16 месяцев не произносит ни одного слова или повторяет звуки, слова, но не использует их для общения
Не копирует действия взрослых
Выполняет повторяющиеся движения, такие как качание, вращение или взмах руки
Необычно и интенсивно реагирует на определенные звуки, прикосновения
Утрачивает ранее приобретенную речь или социальные навыки
⠀
Ранняя диагностика важна, поскольку существуют программы терапии. Терапия эффективно уменьшает симптомы, связанные с аутизмом, проблемное поведение и увеличивают способность к социальному взаимодействию и коммуникации.
Не менее важна организация правильной среды для развития. Чем лучше родители и другие окружающие ребенка люди понимают, какие трудности испытывает ребёнок при взаимодействии с окружающим миром, чем больше они учитывают это в организации среды, тем легче ребенку.