• 13 тысяч лет назад жители ближневосточного поселения видели взрыв кометы.Вокруг Света. Украина
    Фото: Jennifer Rice/CometResearchGroup.org
    Интересно
    Пятница, 10 апреля 2020

13 тысяч лет назад жители ближневосточного поселения видели взрыв кометы

Возможно, именно это побудило их заняться земледелием.

Почти 13 000 лет назад группа доисторических кочевников осела на территории современной Сирии. Они оставили жизнь охотников-собирателей и стали одними из первых земледельцев в мире. Неолитическое поселение, в котором они обитали, называется Тель Абу-Хурейра, и расположено оно на севере Сирии, немного восточнее города Алеппо.

Что именно сподвигло этих людей заняться земледелием, неизвестно. Еще при первых раскопках археологи обнаружили в почве на месте древнего поселения любопытные частицы, которые свидетельствуют о том, что жители Абу-Хурейры тысячелетия назад стали свидетелями взрыва кометы. Ученые предположили, что это явление могло оказать на них серьезное культурное влияние.

Стеклянные шарики

Сегодня остатки поселения Абу-Хурейра находятся глубоко под водами самого большого в Сирии искусственного озера Эль-Асад. Водохранилище на этом месте было создано в 1970-х годах. Перед затоплением на месте Абу-Хурейры проводились раскопки.

Среди кремневых орудий, костей и хижиноподобных сооружений исследователи обнаружили еще кое-что — сферические шарики из стекла, которые образуются под воздействием огромных температур, в частности при падениях на землю метеоритов или обломков комет.

Фото: Scientific Reports

В течение многих лет исследователи утверждали, что наличие этих крошечных шариков, разбросанных по всей Абу-Хурейре, является доказательством того, что 12 800 лет назад на это древнее поселение упал обломок астероида или кометы.

Гипотеза воздействия Позднего Дриаса заключается в том, что в 11 тысячелетии до н.э. в разных частях Северной и Южной Америки, Европы и в Западной Азии одновременно приземлилось множество фрагментов распавшегося астероида или кометы, вызвав масштабные разрушения и мини-ледниковый период.

Некоторые ученые даже предположили, что это внезапное изменение условий окружающей среды привело к тому, что жители древней Абу-Хурейры внезапно перешли от охоты и собирательства к земледелию, и так зародилось сельское хозяйство в Азии. Однако идея нравится далеко не всем.

Подтверждение гипотезы

Ряд ученых оспаривают гипотезу воздействия Позднего Дриаса, хотя в последние годы в ее пользу появляется все больше свидетельств.

В новом исследовании группа ученых во главе с геологом Джеймсом Кеннеттом из Калифорнийского университета более подробно изучила вопрос о том, какие температуры были бы необходимы для производства стекломассы, найденной на территории Абу-Хурейры.

Результаты показали, расплавленные зерна кварца, хромферида и магнетита должны были подвергаться воздействию температур от 1720 до более чем 2600 °C. Это не могло быть результатом чей-то деятельности на Земле или земного явления. Скорее всего на Абу-Хурейру и другие места неподалеку падали осколки космического тела.

Большая часть деревни, очевидно, была разрушена. Однако тот факт, что жизнь в городе продолжалась, свидетельствует о том, что группе выживших удалось восстановить поселение и приспособиться к жизни в новых условиях окружающей среды — более прохладных и засушливых.

Результаты исследования представлены в нескольких научных отчетах.

По материлам Science Alert