• Древняя комета оставила стеклянный след в пустыне Атакама.Вокруг Света. Украина
    Четверг, 4 ноября 2021

Древняя комета оставила стеклянный след в пустыне Атакама

Впервые они привлекли внимание ученых около десяти лет назад: таинственный коридор из стеклянных осколков, разбросанных по пустыне, длиной в 75 километров.

Эти странные осколки стекла сгруппированы в нескольких местах вдоль этого коридора, и имеют разные размеры – от микроскопических песчинок до довольно больших плит, достигающих 50 см в поперечнике. Многие из них имеют морфологию, указывающую на скольжение, срезание, скручивание, скатывание и складывание, имевшее место до того, как они полностью остыли.

Фото: Шульц и др., Геология, 2021 г.

Пять пустынных участков с залежами стекла.

Осколки датированы примерно 12 тыс. лет назад, но их происхождение до последнего времени оставалось не вполне понятным. Ранняя гипотеза предполагала, что они могли быть результатом взрыва в атмосфере большого метеорита, разбросавшего фрагменты раскаленного камня по поверхности пустыни. Такая внеземная шрапнель могла плавить песок и почву в месте падения.

Это достаточно стандартный сценарий: подобные остатки стекла были найдены во многих местах по всей Земле, и в большинстве случаев метеоритные взрывы или удары считаются наиболее вероятным объяснением их происхождения. Но такая версия во всех случаях предполагает его земной химический состав.

Фото: Шульц и др., Геология, 2021 г.

Образцы пустынного стекла крупным планом.

Группа геологов и планетологов из США собрала и изучила более 300 образцов стекла из Атакамы. Результаты исследования, опубликованные в журнале Geology, свидетельствуют о внеземном происхождении по меньшей мере части образцов. Осколки содержали тысячи зерен экзотических минералов, которые практически невозможно встретить на Земле;  они встречаются только в метеоритах и ​​других внеземных породах.

Некоторые из этих минералов, в том числе внеземной кубанит, были обнаружены миссией NASA Stardust , которая собирала образцы с кометы Wild 2 в 2004 году.

Фото: Шульц и др., Геология, 2021 г.

Внеземные минералы в стекле.

Пока рано говорить наверняка, но каким бы ни был исчезнувший объект, создавший странные стеклянные поля в пустыне Атакама, он мог иметь какое-то отношение к Wild 2, по крайней мере, с точки зрения его состава.

Еще одно совпадение, требующее дальнейшего изучения, заключается в том, что время появления стеклянного поля совпадает с исчезновением четвертичной мегафауны в Южной Америке, что, в свою очередь, совпало как с прибытием в этот район древних охотников-собирателей, так и с изменениями климата.

«Пока еще рано говорить о том, была ли причинная связь между этими событиями», — прокомментировал результаты ведущий автор исследования, Питер Шульц в интервью на сайте Университета Брауна, Род-Айленд. «Но то, что они несомненно совпали по времени, безусловно, интригует».

В 2007-2018 годах было установлено, что около 12800 лет назад Земля подверглась интенсивной бомбардировки крупными метеоритами. Наиболее вероятным выглядит сценарий столкновения с распадающейся от тепла Солнца кометой, осколки которой основательно пробомбили Северную и Южную Америку, Европу и Западную Азию,  стимулировав развитие земледелия, поскольку в новых условиях охота уже не могла прокормить древних людей.