• Алена Гребенюк: «Тело – это дом, где живет голос».Вокруг Света. Украина
    Фото: Алена Гребенюк
    Люди

    Алена Гребенюк: «Тело – это дом, где живет голос»

    «Вокруг света. Украина» побывал в гостях у известной украинской оперной певицы Алены Гребенюк. Она рассказала, за что любит Японию, для чего каждому человеку нужно брюзжать по утрам, что такое опера-кроссовер и где находится место силы певицы.

    Вы поете на 14 языках мира, в том числе и на японском. Удалось ли вам побывать во всех странах, на языке которых вы поете?

    Практически во всех. А от Японии я получаю колоссальное наслаждение – от людей, природы, культуры. Не знаю языка, но с удовольствием пою. Это очень хорошая традиция, которая длится уже много лет.

    Какой вам показалась Япония? Она соответствовала тому образу, который вы создали?

    О, вы сейчас наступили на мой самый больной мозоль! Я ехала в Японию в 2005 году и не понимала, куда я еду. Я много прочла о Японии, за неделю до отлета даже сходила в японский ресторан, чтобы понимать, как это будет. Но когда я приехала туда, я поняла: все, что я знаю – ничтожные крохи.  Япония не такая, как описывают ее в путеводителях или книгах. Невозможно показать сразу всю Японию – ее даже изучить невозможно.

    Вот говорят: маленькая страна. Какая ж она маленькая?! Если она тянется от Сахалина почти до экватора? Я летела из Осаки на остров Инносима четыре часа. Это расстояние из Киева до Австрии. Она грандиозна! И очень разная. Я нигде в мире не видела песок на заповедном пляже из маленьких звездочек. Я купалась в Тихом океане в середине января и не могла этого не сделать. Я видела, как выращивают жемчуг, побывала в пещере «летучих мышей», где сталагмиты похожи на ушки мышек. Там едят, как и у нас, свинину! А эти 88 ступенек, по которым надо подняться — и «ты станешь моложе на 10 лет»! Или ноздря Будды диаметром 50 см, в которую может пройти только просветленный. Я хотела было пролезть, но потом подумала, что застряну как Винни-Пух… Я могу об этом говорить бесконечно!

    Фото: Алена Гребенюк

    Путешествие – это всегда стресс. Есть ли у вас особые приемы, как сохранять себя и свой голос в форме?

    Спать! Когда я летела в Японию, я так долго никогда в воздухе не находилась. Для меня это был стресс.  В какой-то момент я осознала, что это очень большой автобус, который находится в воздухе на протяжении 12 часов и почему-то не падает.  У меня внутри все сжалось… А потом я увидела, что в одном иллюминаторе – ночь, а в другом – рассвет, и у меня побежали мурашки по коже. Я много раз летала в Японию и каждый раз ждала именно этого момента. Но тогда репетиция была через несколько часов после перелета.  Я начала петь – у меня не смыкаются связки. А петь нужно было очень сложную программу. И тогда я решила спать.

    Теперь это стало моим правилом. Если я могу, я сплю – как Штирлиц. Хоть 20 минут – но прилечь, присесть, закрыть глаза и выключиться. А если правильно спать, то можно еще и похудеть… (подмигивает).

    Но когда Мария Каллас резко похудела из-за нервного срыва (после женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди), она стала терять голос…

    Да, потому что фактура изменилась, и голос не успел найти равновесие. Голос, он же живет в домике, и тело – это домик. Если домик меняет внутреннюю структуру, голос начинает к этому приспосабливаться. Ему просто нужно дать возможность приспособиться. А при ее ритме жизни приспособить голос к новому весу оказалось очень сложно. И конечно, голос стал давать сбои. Ну и методы похудения ее были не самыми лучшими: она не просто похудела, а быстро истощила свой организм. Наверно, из-за эмоциональных переживаний ей казалось на тот момент, что это наилучший способ. Она говорила: «Это не я болею, это душа моя болеет».

    А как правильно худеть?

    О, этого не знает никто! Потому что у каждого человека есть свой биоритм, а если говорить про голос – своя внутренняя вибрация. Существует масса людей, которые кушают перед тем, как петь. Я не могу есть, я начинаю задыхаться. И мне удобно быть в среднем весе – не очень худой и не очень полной.

    Вы ведете занятия по звукотерапии, учите людей пользоваться инструментом души – голосом. Не могли бы вы дать несколько простых советов нашим читателям?

    С чего все начинается в звукотерапии? С тебя. Ты должен любить свой голос. Потому что вибрация твоего голоса тебя успокаивает, дает возможность быть таким, как ты есть. Если ты умеешь этим инструментом пользоваться, как управлять машиной, это открывает перед тобой безграничные возможности.

    Одно из лучших упражнений в звукотерапии – это брюзжалка (как правильно брюзжать – см. видео). Если вы не брюзжите – вы не дышите. Благодаря этому упражнению, вы можете понять, насыщаете ли вы себя кислородом и правильно ли вы это делаете. Центральная нервная система будет очень благодарна вам, если 21 день, хотя бы по 3 минуты по утрам вы будете делать это упражнение. Лучше – на мотив «В лесу родилась елочка», которая на самом деле называется «Тысячу свечей» и появилась в Швеции в XVII веке. Через 21 день вы почувствуете, как улучшаться все регенеративные функции: вы сбалансировали нервную систему, и благодаря этому все внутренние органы начинают также обретать равновесие. Начинает пропадать горловой зажим, который мешает говорить.

    Кроме того, существует музыка для разных типов характера. Холерикам, например, показано слушать спокойную музыку, как бы им ни хотелось взбодриться. Флегматикам показано что-то очень эмоциональное, чтобы вывести из из состояния вечного спокойствия. А вот сангвиникам – «Траурный марш» Шопена… Да-да, я была очень удивлена, когда узнала об этом.

    Вы ведете просветительскую передачу  «Музыкальная кухня» , где рассказываете о музыкантах и… даете рецепты. Какой ваш любимый рецепт?

    Знаете, когда приезжаешь из путешествия, хочется поесть дома супа – домашнего-домашнего, маминого. У кого-то это борщ, у кого-то гаспаччо, а у меня – хаш. Я ведь из Баку и отчасти имею армянские корни.  Хаш – это наваристый бульон из телячих копыт и голяшек. Он варится очень долго. Вернее, должен томиться в тандыре. Когда шашлык готов, угли остыли, а тандыр еще горячий, копытца заливают водой и опускают вниз. И вот, через 5-7 часов, утром рано, когда все съедено и выпито, достают это блюдо. Наливают по 50 грам тутовой водочки. Садятся за стол. Разливают по большим тарелкам этот бульон – без соли, без перца: каждый добавляет специи по вкусу. Делают заправочку с чесноком, ставят уксус, если кому-то нужно подкислить. И кладут на стол лаваш. И вот лаваш крошится в пиалу с бульоном… Когда я жила в Баку и дедушка готовил хаш (хотя мой дедушка украинец, его учил папа моей бабушки), мы в конце отламывали кусочек лаваша и вымазывали то, что осталось на стенках пиалы. После этого пальцы не разлипаются – столько в нем желатина! А если говорить о лечебных свойствах этого супа, всем, у кого есть проблемы к хрящами или не срастаются переломы, врачи рекомендуют именно хаш.

    Вы давно были в Баку?

    В 1997 году в последний раз… Я не могу объяснить почему! Не больно, не обидно, просто у каждого человека есть место силы. Я думаю, что место моей силы было там.

    А в какой еще стране вы себя чувствуете, как дома?

    В Украине! (смеется). Я много езжу по миру. Я – как кошка, всегда обживаю пространство, даже если оно временное. Но всегда знаю, что работать хорошо там, а жить хорошо здесь.

    Что вы любите больше – море или горы?

    Я люблю диван! (смеется) И когда в телевизоре идет что-то про еду или путешествия.

    В 2006 году вы победили в конкурсе «ЕвроВидео» с арией «Силы судьбы», исполненной в жанре, который соединял классику с современными ритмами. Продолжаете ли вы работать в этом стиле?

    Моя коллега Арина Домски назвала этот жанр оперой-кроссовер. Я все время работаю в этом стиле и считаю, что  это один из правильных стилей для популяризации классического искусства. Да, я популяризатор классического искусства. Я желаю, чтобы все и всегда слушали классическую музыку. Но подавать ее нужно правильно. Это  искусство, которое способно подтянуть даже молодежь. Это очень сложно сделать классической музыке.

    Нет современного или несовременного, есть интересное. И интересное цепляет, потому что не похоже ни на что другое.

    Фото: Алена Гребенюк

    Что вы слушаете, чтобы отдохнуть?

    Тишину… Я даже спать не могу, когда есть посторонние звуки, мне нужна гробовая тишина. Бывает, когда я учу какое-то музыкальное произведение, оно все мерцает у меня в ушах. И пока ты его не допоешь до конца, ты не успокоишься. Сон приходит, но пока это все в тебе перебурлит…

    Вы человек невероятной энергии, как у вас на все хватает времени и сил?

    Главное – все расставить по полочкам. Но когда ты раскладываешь день, нужно понять, как среди всего этого еще уделить время семье. Семья – это также место моей силы. Здесь я не только отдаю, но и получаю энергию. Это то, чего мне остро не хватает. Если вы найдете время для семьи – все получится.

    Полную версию интервью смотрите на видео

    Читайте также:

    $100 000 на детскую мечту: интервью с украинцем, который отправился в кругосветное путешествие

    Татьяна Яловчак: “Я ждала, что сквозь меня пройдет золотой столб и я начну ведать тайными знаниями”

    Загрузить еще