• 2 миллиарда лет назад 99 процентов живых организмов на Земле вымерли.Вокруг Света. Украина
    Фото: НАСА
    Вторник, 3 сентября 2019

2 миллиарда лет назад 99 процентов живых организмов на Земле вымерли

В результате этого массового вымирания биосфера планеты обеднела больше, чем 65 миллионов лет назад, когда динозавры были стерты с лица планеты.

Ученые обнаружили свидетельства массового вымирания, которое произошло два миллиарда лет назад. Тогда исчезло около 99,5 процента всей жизни на Земле. По словам исследователей, в результате этого массового вымирания биосфера планеты обеднела больше, чем 65 миллионов лет назад, когда динозавры были стерты с лица планеты.

Как правило, массовые вымирания можно отследить по окаменелостям. Однако во времена, предшествовавшие появлению сложных форм жизни, обнаружить эти события вымирания становится все труднее — микроорганизмы, составляющие биоту планеты, не могут быть отслежены таким же образом, как, к примеру, динозавры.

Международная группа ученых исследовала породы из Гудзонова залива (Канада), которые образовались миллиарды лет назад. Команду интересовал главным образом барит — минерал, который содержит информацию о том, сколько кислорода было в атмосфере Земли в определенные моменты времени. Результаты исследования опубликованы в журнале «PNAS».

Что показало исследование?

Анализ камней показал, что уровень жизни на Земле значительно снизился 2,05 миллиарда лет назад. Это событие совпало с серьезными изменениями уровня кислорода на планете. До вымирания, примерно 2,4 миллиарда лет назад, количество Oв атмосфере Земли значительно увеличилось. В конце этого периода, известного как Кислородная катастрофа, уровень кислорода резко упал. Эти условия сохранялись в течение примерно одного миллиарда лет.

За 100–200 миллионов лет до этого массового вымирания на планете было большое количество живых организмов, но после падения уровня кислорода огромная их часть погибла. И вместо того, чтобы восстанавливаться, как при более поздних массовых вымираниях, объем биосферы оставался небольшим в течение следующего миллиарда лет истории Земли (от 2 миллиардов до 1 миллиарда лет до н.э).

По оценкам ученых, около двух миллиардов лет назад на планете могло вымереть от 80 до 99,5 процентов жизни. для сравнения: в результате массового вымирания динозавров исчезло около 75 процентов жизни на Земле.

Полученные результаты, по словам команды, подтверждают идею «перепадов уровня кислорода» — теорию, согласно которой в процессе фотосинтеза и изменения погодных условий образуется огромное количество кислорода, что стимулирует развитие жизни на Земле. Однако выделяющих кислород организмов на Земле становится так много, что они исчерпывают запас питательных веществ, и их количество резко сокращается.

По словам ученых, их открытие может дать представление о том, как Земля изменится в будущем.