• Археологи открыли новую причину вымирания неандертальцев.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Пятница, 21 мая 2021

Археологи открыли новую причину вымирания неандертальцев

Испанские археологи исследовали стоянки неандертальцев и современных людей и пришли к выводу, что первые слишком мало двигались по сравнению с их более успешными соседями.

Причины вымирания древних видов Homo остаются одним из самых сложных научных задач. Археологи считают, что неандертальцы вымерли около 40 тысяч лет назад, при этом на заказе своего существования эта тупиковая ветвь людей выживала на пределе своих физических возможностей, что достоверно известно благодаря анализам костных останков.

Существует множество гипотез относительно причин вымирания неандертальцев. С одной стороны, с распространением по Евразии предков современных людей возросла конкуренция за ресурсы. С другой – изменение климата, которое не пережили многие виды, обитавшие на Земле. Также существует предположение, что неандертальцы исчезли по внутренним причинам: небольшая популяция с частными близкородственными кровосмешениями и естественными колебаниями рождаемости, смертности и соотношения полов. Скорее всего, к исчезновению  ветви привел комплексе причин, а не одна конкретная.

Ана Марин-Арройо и Алисия Санз-Ройо из Кантабрийского университета провели исследование, посвященное поиску причин вымирания неандертальцев в Васко-Кантабрии (Северная Испания и Южная Франция). Это произошло раньше на несколько тысяч лет, чем в соседних регионах. Для оценки стратегий выживания неандертальцев и предков современных людей исследователи отобрали 17 объектов, относящихся к мустьерской, шательперонской и ориньякской культурам, чтобы провести макрофаунистический анализ.

Исследователи обнаружили, что на некоторых стоянках помимо неандертальцев и современных людей сильно «наследили» плотоядные животные. Так, одна из пещер была поочередно занята гиенами, леопардами и другими видами животных, а также неандертальцами, которые оставались здесь на непродолжительное время для охоты. Археологи обнаружили, что неандертальцы сильно зависели от окружающей среды и охотились только на тех животных, которые обитали неподалеку. В то время как современные люди были более гибкими и добывали животных независимо от их мест обитания. Современные люди перемещались на больше расстояния от мест своего долгосрочного или временного проживания.

Ученые пришли к выводу, что основным объектом охоты выступали взрослые особи благородного оленя. В этом стратегии выживания неандертальцев и современных людей схожи и не менялись до конца верхнего палеолита. Современные люди в большей степени полагались на мобильность, нежели неандертальцы, что значительно повышало шансы первых на выживание. Авторы отметили, что предшествующие исследования костных останков неандертальцев показали их подверженность голодовкам, предполагая возникновение каннибализма как следствия этому. Археологи отметили, что это лишь первый шаг в их исследованиях, которые в перспективе смогут дать ответ на вопрос: с чем связано вымирание неандертальцев и эволюционный успех предков современных людей.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», неандертальцы исчезли из Европы намного раньше, чем считалось. Авторы нового исследования заново изучили окаменелости из бельгийской пещеры, в которой обитали последние представители неандертальцев Европы.

По материалам Nplus1