• Астроном-любитель открыл 80-й спутник Юпитера.Вокруг Света. Украина
    Пятница, 23 июля 2021

Астроном-любитель открыл 80-й спутник Юпитера

Канадский школьник и астроном-любитель Кай Ли, изучив данные, собранные в феврале 2003 года исследователями из Гавайского университета, обнаружил нового члена группы Карме. Эта группа из 22 — а теперь уже из 23 небольших спутников Юпитера, которые вращаются вокруг газового гиганта в ретроградном направлении — противоположном его вращению.

Фото: Sky and Telescope

Новый спутник уже получил предварительное название EJc0061 и стал 80-м спутником Юпитера, известным в настоящее время. Впрочем, астрономы полагают, что их общее количество доходит до шестисот.

Фото: Sky and Telescope

Большинство из них – это небольшие астероиды, захваченные притяжением планеты гиганта. Тем не менее, каждое такое открытие имеет значение, а EJc0061 стал первым спутником, открытым любителем, а не профессиональным астрономом. К тому же свое открытие Кай Ли совершил, даже не заглядывая в телескоп, а лишь подробно изучив снимки 18-летней давности, и только затем подтвердив полученные результаты с помощью непосредственных наблюдений коллег-профессионалов, располагающих достаточно крупными телескопами. Сам Ли описал свое открытие, как «занятное летнее хобби, прежде чем я вернусь в школу».

Несмотря на юный возраст, 16-летний Кай Ли – известная фигура в мировом астрономическом сообществе. В прошлом году он, изучая данные старых наблюдений и проводя на их основе собственные расчеты, восстановил четыре ранее обнаруженных, а затем потерянных из-за ошибки в оценке их траекторий спутника Юпитера.

Исследования Ли стали возможны благодаря тому, что все большее число команд, работающих в крупнейших обсерваториях мира, выкладывают результаты своих наблюдений в открытый доступ. К тому же они открыли доступ к аналитическому программному обеспечению, сделав его бесплатным и общедоступным. Впрочем, по мнению другого известного другого астронома-любителя, Сэма Дина, работающего в тесном контакте с Ли, процесс скачивания данных сложен, а инфраструктура не всегда удобна для пользователя, отчего такими ресурсами пользуются пока лишь немногие любители – «но любой, кто вкладывает время, может сделать такую ​​же работу».

Три потрясающих снимка Юпитера, полученных в разных диапазонах длин волн: инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом подчеркивают преимущество многоволновой астрономии. Она позволяет увидеть то, чего один диапазон предоставить не может.

По материалам The Daily Mail