• Астрономы обнаружили свидетельства недавнего столкновения экзопланет.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA/SOFIA/Lynette Cook
    Пятница, 25 октября 2019

Астрономы обнаружили свидетельства недавнего столкновения экзопланет

Последствия этого события сейчас разворачиваются перед объективами наших телескопов.

На ранних этапах существования солнечной системы в её пределах нередко происходят масштабные столкновения космических тел. Возьмем, к примеру, нашу Солнечную систему: Земля едва успела похолодеть 4,5 миллиарда лет назад, когда в нее врезалось космическое тело размером с Марс. Ученые полагают, что вследствие этого столкновения на орбиту были выброшены большие массы пыли и обломков, из которых и сформировалась Луна.

Подобные столкновения часто происходят в молодых солнечных системах, но с течением времени они становятся все более редкими: большие планеты выстраиваются на своих орбитах, а звезды, вокруг которых они вращаются, либо поглощают, либо выдувают за пределы системы мелкие частицы космического мусора.

Тем не менее, астрономы НАСА недавно выявили свидетельства масштабного столкновения планет, произошедшего в уже сформировавшейся, немолодой солнечной системе под названием BD +20 307. BD +20 307 включает две звезды, которым уже более миллиарда лет, и расположена на расстоянии 300 световых лет от Земли.

Свидетельства столкновения

Звезды окружены облаками из обломков, которые появились вследствие многочисленных космических столкновений. Наше Солнце тоже имеет нечто подобное — Пояс Койпера. Он простирается на сотни миллионов километров за орбитой Нептуна и содержит тысячи каменистых объектов (включая карликовую планету Плутон). Пыль, астероиды и планетоиды пояса очень холодные, так как находятся далеко от Солнца.

Десять лет назад астрономы обнаружили в солнечной системе BD +20 307 облако пыли, которое оказалось намного теплее, чем может быть удаленный пояс астероидов. Оказалось, что облако было не просто частью пояса, а результатом относительно недавнего и невероятно сильного космического столкновения.

В новом исследовании специалисты благодаря наблюдениям с обсерватории Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy (SOFIA) обнаружили еще одно свидетельство данного события: инфракрасная яркость обломков увеличилась примерно на 10 процентов с момента прошлых наблюдений. Это означает, что в системе BD +20 307 сейчас даже больше теплой пыли, чем было раньше.

По словам исследователей, это является еще одним доказательством того, что столкновение экзопланет произошло относительно недавно (вероятно, в течение последних нескольких сотен тысяч лет), и последствия этого события сейчас разворачиваются перед объективами телескопов.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в «Astrophysical Journal».

По материалам Live Science