• Биологи выяснили, как летучие мыши ориентируются в пространстве.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Суббота, 17 июля 2021

Биологи выяснили, как летучие мыши ориентируются в пространстве

Исследование мозга летучих мышей показало, что животные уверенно прогнозируют свое местоположение в пространстве до одной секунды вперед.

Вы бежите по дороге, и внезапно перед вами выезжает машина. За доли секунды ваш мозг определяет ваше местоположение относительно автомобиля, предсказывает, что вы столкнетесь с ним и дает указание мышцам предпринять маневр уклонения. В этот момент ваш мозг уделяет больше внимания тому, где вы будете в следующий момент, а не тому, где вы сейчас находитесь.

Эта способность проецировать наше текущее местоположение в будущее является ключевой характеристикой навигационной системы млекопитающих, а степень ее совершенства часто может означать разницу между жизнью и смертью.

Чтобы лучше понять этот феномен, нейробиологи из Калифорнийского университета в Беркли заглянули в сознание летучих мышей, когда они летали по комнате с камерами, отслеживающими их движения, и кормушками, которые побуждали их летать со скоростью до 50 километров в час. Их исследование было опубликовано в журнале Science.

Фото: Getty Images

Исследователи сравнили нейронную активность египетских фруктовых летучих мышей (Rousettus aegyptiacus ), отслеживаемую по беспроводному каналу, с траекториями их полета и заметили, что «клетки места» летучих мышей — уникальные нейроны, отвечающие за кодирование пространственного положения животного — были более тесно связаны с тем, где летучие мыши будут находиться в ближайшем будущем, чем с тем, где они были в тот конкретный момент времени.

Клетки места — тип нейронов, расположенных в гиппокампе; они становятся активными, когда животное перемещается в определенные места в своей среде обитания. Разные места представлены разными ячейками мест, которые образуют своего рода внутреннюю нейронную «карту» окружающего пространства.

Предыдущие исследования показали, как эти специализированные нейроны кодируют пространственные положения у грызунов, обнаружив, что их клетки места кодируют положения непосредственно перед животными, а не дальше по их пути. Исследователи полагали, что это связано с их более медленными движениями в экспериментальной среде.

Летучие мыши, с другой стороны, летают с невероятно высокой скоростью, что требует от них лучшего и более отдаленного в пространстве и времени прогнозирования позиций в будущем.

В этом исследовании нейронная активность летучих мышей коррелировала с их пространственным положением намного сильнее, когда их положение прогнозировалось в будущее на несколько сотен миллисекунд или даже целую секунду.

Клетки места были идентифицированы у самых разных млекопитающих, но пока не ясно, является ли эта способность проецирования с точностью до секунды в будущем уникальной для летучих мышей и их высокоскоростных перемещений. Возможно, мозгу более медленных животных, в том числе людей, просто не нужно планировать так далеко вперед.

Американские исследователи обнаружили удивительную способность летучих мышей. Они предсказывают будущее, предугадываят маршрут жертвы, как шахматисты.