• Черная дыра столкнулась с неизвестным объектом.Вокруг Света. Украина
    Фото: OzGrav ARC Centre of Excellence
    Среда, 23 декабря 2020

Черная дыра столкнулась с неизвестным объектом

Исследование этого события может привести к открытию либо самой маленькой черной дыры, либо самой большой нейтронной звезды.

Анализируя изменения гравитационного поля, также известные как гравитационные волны или «рябь» пространства-времени, ученые могут определять столкновения гигантских космических объектов на расстоянии в миллионы световых лет.

Недавно группа астрофизиков из нескольких университетов США обнаружила одно из таких столкновений — GW190814: исследователи подтвердили, что первым объектом столкновения стала черная дыра, которая весит в 23 раза больше Солнца. Однако недоумение ученых вызвал второй объект, который весит всего в 2,6 раза больше Солнца, что пока не позволяет определить его происхождение.

«Это открытие шокирует, потому что мы обнаружили объект с массой, которую мы не ожидали. Этот диапазон компактных объектов, массой от 2 до 2,5 больше Солнца, до сих пор считался несуществующим», — заявил один из авторов нового исследования астрофизик из Университета Флориды Имре Бартос. Разрыв в массе не позволяет ученым отнести второй объект столкновения как к черным дырам, так и к нейтронным звездам, — сверхплотным остаткам взорвавшихся звезд.

До этого события исследователи полагали, что самая легкая известная черная дыра весит как минимум в пять раз больше, чем Солнце. В то же время, масса самой тяжелой подтвержденной нейтронной звезды составляла около 2,3−2,4 солнечных масс.

Существующие данные пока указывают на то, что вторым объектом столкновения является, скорее, самая легкая черная дыра в истории наблюдений, поскольку слияние нейтронных звезд с черными дырами такого масштаба не должно было создать заметные на Земле гравитационные волны. Собственно, по этой же причине ранее ученые крайне редко фиксировали столкновения нейтронных звезд и черных дыр.

Авторы открытия заявляют, что столкновение GW190814 произошло на расстоянии примерно 8 млн световых лет от нас, и необычное соотношение его объектов (9:1) может создать новый прецедент в исследованиях гравитационных волн.

Поскольку это столкновение также было очень кратковременным, ученые допускают, что они могли заметить процесс быстрого поглощения нейтронной звезды черной дырой, в результате которого не проявилось световое излучение.

В ближайшее время астрофизики должны получить больше данных о подобных столкновениях с помощью лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGO в США. «Скорость открытий увеличивается: это было только третье столкновение, опубликованное LIGO и Virgo из более чем 50 кандидатов, которые мы все еще анализируем. Поэтому мы можем ожидать больше захватывающих открытий», — заявляют ученые.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», астрономы нашли самую маленькую черную дыру в истории. Черная дыра может оказаться представителем совершенно нового класса объектов.