• Дельфины, как и люди, набирают вес с возрастом.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Вторник, 17 августа 2021

Дельфины, как и люди, набирают вес с возрастом

Американские ученые впервые измерили замедление метаболизма с возрастом у крупных видов морских млекопитающих. Результаты исследования помогут пролить свет на факторы, которые лежат в основе возрастного набора веса у людей, вне зависимости от диеты и образа жизни.

Исследователи из Университета Дьюка (США) изучили десять дельфинов афалин в возрасте от десяти до 45 лет, проживающих в Центре исследования морских млекопитающих во Флориде и в Dolphin Quest на Гавайях. Чтобы проверить уровень метаболизма у разновозрастных особей, ученые давали животным выпить определенное количество воды с добавлением тяжелых форм водорода и кислорода, а затем отследили, какое время потребовалось, чтобы организм избавился от жидкости.

Анализируя уровни тяжелого водорода и кислорода в крови и моче животных, исследователи смогли подсчитать, какое количество углекислого газа вырабатывают дельфины ежедневно и сколько калорий они сжигают. Выяснился интересный факт о дельфинах: морские млекопитающие, как и люди, обладают ускоренным метаболизмом: и те, и другие теплокровны, и им необходимо много энергии для поддержания тепла.

Тем не менее оказалось, что афалины сжигают на 17,1 процента меньше энергии ежедневно, чем ожидали исследователи для морских млекопитающих их размера. Кроме того, у них выявили некоторые признаки метаболического старения, характерные и для людей. Самые старые из изученных дельфинов — в возрасте от 40 лет — потребляли на 22-49 процентов меньше килокалорий ежедневно, чем ожидалось для их массы тела.

И, подобно тому, как это происходит у людей, большая часть этих килокалорий превращалась в жировые отложения, а не в мышцы. Таким образом, у дельфинов старше 40 лет процентное содержание жира в организме было в два с половиной раза выше, чем у их собратьев до 20 лет.

Такая картина наблюдалась не из-за отсутствия у животных физической нагрузки. Ведь дельфины — настоящие спортсмены: они способны очень высоко прыгать и быстро плавать. То же самое, кстати, они делали во время исследования. Потребление пищи, как измерили исследователи, у всех афалин также было в норме. Тем не менее метаболизм старых животных от этого не менялся. Полученные результаты помогут пролить свет на факторы, которые лежат в основе возрастного набора веса у людей, вне зависимости от диеты и образа жизни.

Кстати, согласно последним научным данным, метаболизм у человека снижается не из года в год, как считалось ранее, а только по достижению 60 лет.  Международное исследование, объединившее ученых из 29 стран было опубликовано в журнале Science и выявило четыре фазы метаболизма в жизни:

• от рождения до возраста одного года, когда метаболизм изменяется от уровня матери ребенка до максимального в течение всей жизни — на 50% выше, чем у взрослых;
    • легкое замедление до 20 лет, без каких-либо всплесков в период полового созревания, примерно по 3% в год;
    • без изменений в возрасте от 20 до 60 лет;
    • постоянное снижение, с ежегодным падением примерно на 0,7%, которое до 90 лет снижает метаболизм на 26% по сравнению со средним возрастом.

Ученые с удивлением обнаружили, что изменений метаболизма нет не только у людей в довольно солидном возрасте, но и у беременных и женщин в менопаузе, которые традиционно рассматривались как первые жертвы замедлившегося обмена веществ.

«Это картина, которую мы никогда раньше не видели, и в ней полно сюрпризов, — говорит один из исследователей, профессор Джон Спикман из университета Абердина. — Больше всего меня удивило то, что во взрослом возрасте не происходит никаких изменений — если в среднем возрасте вас «разносит», вы больше не можете обвинять в этом снижения метаболизма «.

Метаболизм людей, как и в исследовании с дельфинами, измеряли с использованием воды с двойной меткой, состоящий из более тяжелых изотопов атомов водорода и кислорода. Ученые измеряли количество сожженных калорий, отслеживая количество углекислого газа, выдыхаемого участники эксперимента во время повседневной деятельности. В эксперименте приняли участие 6400 человек.

По материалам Naked-science, «ВВС Україна»