• Эфиопские мегалитические стелы на тысячу лет старше, чем считалось.Вокруг Света. Украина
    Фото: Ashenafi Zena/WSU
    Вторник, 14 декабря 2021

Эфиопские мегалитические стелы на тысячу лет старше, чем считалось

Так утверждает международная команда исследователей, которая заново изучила таинственные каменные монолиты на юге Эфиопии.

Группа провела археологические раскопки стел Сакаро-Содо в зоне Гедео. Всего в этой зоне расположено около 10 тысяч таких памятников, достигающих шести метров в высоту. Это место самой большой концентрации стел. Впервые их датировали в 1990-х годах французские ученые. По их мнению, мегалиты появились на карте древней Африки около 1100 года.

Многие из них давно упали. Часть их не украшена, а на некоторых вырезаны узоры или антропоморфные изображения. Исследователи считают, что мегалитические стелы создавались с разными целями. В первую очередь, чтобы ознаменовать передачу власти от одного поколения к другому, увековечить достижения общины или память об усопших собратьях.

Доктор Ашенафи Зена из Государственного исторического общества Северной Дакоты и Университета Хавасса (Эфиопия), считает, что каменные столбы являются одними из самых малоизученных археологических памятников в мире. И это положение вещей необходимо было изменить.

Что установили исследователи

Доктор Зена и его коллеги использовали усовершенствованное радиоуглеродное датирование, чтобы заново определить возраст мегалитических стел Сакаро Содо. Анализ показал, что они были созданы примерно в I веке нашей эры. То есть на тысячу лет раньше, чем ранее полагали ученые.

Фото: Andrew Duff/WSU

Команда не только заново датировала памятники, но и установила, откуда древние строители брали необработанный обсидан для украшения стел. Оказалось, что сырье добывали в 300 км от мест установки эфиопских памятников, в северной части Кении. Его получали в результате обмена или торговли.

Это исследование важно прежде всего потому, что оно проливает свет на культурные и социальные обычаи древних жителей региона. Так считает профессор Эндрю Дафф, антрополог из Университета штата Вашингтон (WSU).

Стелы Сакаро-Содо претендуют на место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Результаты исследования опубликовало издание Journal of African Archaeology.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», мегалиты Стоунхенджа перемещали с помощью свиного жира.

По материалам Sci News и WSU